Александр Лазло, президент Международного общества системных наук, в видео-интервью газеты «Ведомости» представил свое видение новых стандартов и развитии системы образования.
По мнению А. Лазло, новые стандарты образования должны раскрывать потенциал студента, должны быть действительно от латинского «educare», что значит выявлять, а не наполнять.
Новые стандарты должны быть больше ориентированы на раскрытие потенциала обучающихся. Другой критически важный момент: образование должно быть действительно актуальным для полноценной жизни, а также для самореализации в контексте жизни конкретного ученика. В общем, это не образование, которое ничего общего в реальной жизнью студента не имеет, а образование, приспособленное и адаптированное под его потребности и существующий опыт.
Традиционное обучение это повествование, т.е. преподаватель что-то рассказывал по истории, философии и т.д. Обучающийся за ним записывал, а потом должен был повторить. Если он повторяет хорошо, то получает хорошую оценку.
Затем мы перешли к обучению через образовательные игры, совмещению обучения и образования. Это очень действенный способ, т.к. он делает обучение увлекательным. Но он ничего не привносит.
Теперь мы пришли от повествования и игры к жизнеописанию, когда обучающийся изучает историю, физику, да все, что угодно в контексте своей жизни. Такие технологии позволяю каждому конкретному ученику выбрать собственный путь обучения. Вы можете создавать учебные программы, которые позволят каждому конкретному ученику выбрать собственный путь смыслообразования.
Образование для современных детей это что-то скучное и не интересное. Я думаю, что речь идет об апатии. Мы столкнулись с феноменом целого поколения — поколение миллениум. Им трудно долго удержать внимание на чем-то одном. И когда они должны читать учебник, где ничего не двигается и не меняется, когда они должны долго сидеть в классе и слушать… Интерес к обучению исчезает.
А потом они могут взять свои девайсы и играть в интерактивные игры, очень быстро и получить много информации через символические изображения.
А образование скучное. Поэтому надо проводить обучение путем передачи большей части информации через символы и изображения.
Я думаю, что главный вызов сейчас для системы образования сегодня — найти способ формирования не только навыков, но и образа мышления, и устремлений ученика: в каком мире вы хотите жить? Как вы можете участвовать в переменах?
Как мы можем добиться этого и дать учащимся почувствовать, что они способны участвовать в формировании своей будущей среды, в коллективных усилиях по созданию другого типа общества? Образование, ориентированное на выполнение этих задач, может быть очень действенным.
Литература:
- Интервью с А. Лазло газете «Ведомости» Главный вопрос образования: в каком мире вы хотите жить?. 10.10.2014 г. http://www.vedomosti.ru/opinion/video/61_4661/glavnyj-vopros-obrazovaniya-v-kakom-mire-vy-hotite-zhit