Сразу после открытия этого отеля в нем насчитывалось около 80 роботов. С учетом очень позитивной первоначальной реакции клиентов, было решено добавить роботов для развлечения гостей. Так, в фойе гостиницы появились танцующие гуманоиды и робособаки. В результате на людей легла дополнительная нагрузка по обслуживанию роботов, что привело к увеличению времени сверхурочной работы персонала. Персональные ассистенты «Chu-ri» в виде куклы с тюльпаноподобной головой (отсюда и название: Chūrippu — «тюльпан» на японском), которыми были во всех номерах, оказались способны лишь поддерживать простой разговор, типа «привет, как дела?», и по команде включать или выключать отопление и освещение в помещении. При этом было несколько случаев, когда «Chu-ri» воспринимали храп гостей как непонятный вопрос, в результате чего постоянно будили гостей своими уточняющими вопросами.
Следствием большого количества жалоб гостей в начале 2019 года стало решение руководства этого отеля «уволить» более половины из 243 сотрудников-роботов, которые не справлялись с обязанностями и скорее создавали проблемы для персонала и постояльцев. Как позднее сказал руководитель гостиничной сети Henn na Hotel: «Когда вы действительно внедряете роботов, то понимаете, что кое-где они совсем не нужны, и только раздражают людей»[12].
Развитие критического мышления и навыков письменной коммуникации у студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки 43.03.03 «Гостиничное дело»
Возвращаясь к результатам исследования об уровне интеллекта, следует отметить, что в последние годы, действительно, как в школах, так и в вузах многие преподаватели стали отмечать низкий уровень критического мышления, умения грамотно формулировать предложения, аргументировано обосновывать свою точку зрения.
В нашей стране в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования используются одни и те же универсальные компетенции для соответствующих уровней образования. Так первая и четвертая универсальная компетенция как раз и связаны с упоминавшимися выше критическим мышлением, письменными и устными коммуникациями (таблица 2).
Таблица 2.
Универсальные компетенции в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 43.03.03 «Гостиничное дело» [2] (фрагмент)
Наименование категории (группы) универсальных компетенций
Код и наименование универсальной компетенции выпускника
Системное и критическое мышление
УК-1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
Коммуникация
УК-4. Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
В качестве примера, используемого автором статьи во время проведения занятий или при разработке заданий для самостоятельной работы можно привести критический анализ текстов из открытых источников – специализированных журналов, научных статей, аналитических обзоров и т.д. (рис. 4)
Рис. 4. Пример задания на редактирование некорректных текстов специализированных журналов
Задача студентов при выполнении таких заданий состоит в том, чтобы выявить в исходном тексте (текст слева) некорректные фразы (выделены красными линиями), объяснить что именно не корректно сформулировано и почему студент так считает, а также предложить свой, правильный вариант (столбец справа).
Другим вариантом задания может быть критический анализ текстов известных бизнес-книг. Самое сложное в таких заданиях, по мнению студентов, после прочтения книги обосновать, что именно из описанного в книге не может быть применено в той или иной сфере деятельности, или с какими именно утверждениями автора книги студент не может согласиться. Пример выполнения такого задания представлен в таблице 3.
Таблица 3.
Пример задания на развитие критического мышления (обоснование невозможности применения отдельных рекомендаций из известных бизнес-книг)
Бизнес-книга Скотта Гэллоуэй «Четверка: скрытая ДНК Amazon, Apple, Facebook и Google
Рекомендации (идеи) и цитаты, подтверждающие эти идеи
Обоснование того, почему эти рекомендации или идеи не могут быть применены в гостиницах
1. Расположение только в больших городах. «Нужно, чтобы вы и ваша компания: находились в больших городах.»
Рекомендация о расположении только в больших городах не может быть реализована в гостиницах по той причине, что расположение гостиниц зависит от ее позиционирования. Если гостиница позиционируется как отель для отдыха и оздоровления, то она может быть успешной, если будет расположена в малых городах или небольших населенных пунктах
2. «Многозадачность» персонала. » сегодня все меньше областей, где люди выполняют ограниченный набор задач. В цифровой век работник в течение дня выполняет множество разнообразных задач, играет разные роли.
Идея о «многозадачности» персонала не может быть использована в крупных гостиницах, так как каждый сотрудник в таких гостиницах должен работать точно в соответствии со своими должностными обязанностями. То есть каждый сотрудник в гостинице должен выполнять свои производственные задачи во избежание хаоса в процессе работы. При этом следует отметить, что такая идея все же может быть реализована в малых гостиницах, где, например, сотрудник СПиР может выполнять функции горничной или другие функции, т.е. быть так называемым «универсальным солдатом»
Таким образом, разработка индивидуальных, не повторяющихся из гола в год, заданий, при выполнении которых студенты не могут найти ответы или готовые решения в интернет-поисковиках, направлено на развитие критического мышления, формирование грамотных устных и письменных коммуникаций, т.е. способствует формированию вышеуказанных в таблице 2 универсальных компетенций, без которых современному выпускнику вуза будет сложно решать производственные задачи, даже в роли исполнителя (специалиста), не говоря уже о роли руководителя, который в современном турбулентном мире должен уметь решать задачи с максимальной степенью неопределенности факторов внутренней и особенно внешней среды.
Заключение
Цели вузов при разработке образовательных программ в условиях меняющихся запросов общества состоят прежде всего в обеспечении конкурентоспособности выпускников на рынке труда. На основе вышеприведенных результатов различных исследований можно сделать вывод о том, что важнейшими факторами, обеспечивающими востребованность выпускников вузов, являются их способности применить полученные знания и умения в своей практической деятельности, адаптироваться под потребности конкретного работодателя, уметь критически мыслить при решении производственных задач.
Определенную роль в изменении форм и методов подготовки кадров в вузах будут играть современные программы автоматизации образовательной деятельности, в том числе на основе использования искусственного интеллекта, который от ассистента преподавателя в будущем частично сможет заменять преподавателя.
Вместе тем, при разработке и выполнении индивидуальных проектов, курсовых работ, выпускных квалификационных работ, роль преподавателя, как ученого, консультанта, наставника, учитывающего способности и возможности конкретного студента, будет оставаться неизменно высокой и не будет заменена машиной (если только вместо творческих работ не будет использоваться стандартное тестирование или какие-то другие формы машинной оценки уровня знаний студентов).
Литература
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 17.02.2023 г.)
Приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 N 515 (ред. от 08.02.2021) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 43.03.03 Гостиничное дело (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021)
Волков В.Н. Независимая оценка качества образования как элемент региональной системы управления качеством образования. В сборнике: Система оценки качества образования в Санкт-Петербурге. Санкт-Петербург, Издательство: ГБУ ДПО «Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий», 2018. С. 5-11.
Первый в мире японский отель с сотрудниками-роботами отказался от «услуг» более чем половины машин, которые не справлялись со своими обязанностями // Интерфакс-туризм, 16.01.2019 года.
Сандлер Д.Г. Стратегии повышения конкурентоспособности российского высшего образования на основе обеспечения экономической устойчивости университетов. Диссертация на соискание уч. степ. д.э.н. М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2023, 611 с.
Тысячин А. С. Критерии оценки конкурентоспособности высших учебных заведений в мировой экономике. Вестник университета. 2017, № 5, C. 110–115