Подготовка кадров с высшим образованием в России: образовательные программы и запросы общества

Зайцева Н.А.

Научно-методические подходы к оценке качества подготовки кадров в вузах.

О том, что качество подготовки выпускников не соответствует требованиям работодателей, причем по всем видам экономической деятельности в нашей стране, говорят уже несколько десятилетий. Но в последние 10-15 лет проблема качества высшего образования стала крайне актуальной, о чем свидетельствует не только увеличение количества научных публикаций, но и доли этих публикаций в общем количестве публикаций об образовании (таблица 1).

Таблица 1.

Количество и структура научных публикаций, посвященных проблемам высшего образования 

Период, годыКоличество публикаций, посвященных проблеме качества высшего образования, ед.Доля публикаций, посвященных проблеме качества высшего образования в общем количестве публикаций о высшем образовании, %
1997-1998176,5
2001-20021155,9
2007-200882910,1
2013-2014281214,0
2019-2020540416,0

Составлено автором по материалам [14, с. 127]

Конечно, можно обосновать рост общего количества публикаций, посвященных высшему образованию, тем, что из-за введения во многих российских вузах системы эффективного контракта, устанавливающего минимальные требования к публикационной активности преподавателей вузов, многократно увеличилось количество публикаций в целом, особенно после 2010 года. Тем не менее, рост доли публикаций, посвященных проблеме качества высшего образования в общем количестве публикаций о высшем образовании с 6,5% в 1997-1998 годах до 16,0% в 2019-2020 годах свидетельствует о том, что именно обеспечение качества высшего образования в конкретном вузе, является основой обеспечения его конкурентоспособности, как на региональном, так и на национальном рынке образовательных услуг.

Не смотря на то, что многие авторы, занимавшиеся исследованием сущности понятия «качество образования» считают его многоаспектным понятием [15], тем не менее в статье 2 Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» дано следующее определение понятия «качество образования» — это комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы [1].

В вопросах о том, кто может и должен проводить оценку качества образования нет единства, так как есть разные «потребности физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность», разные «планируемые результаты образовательной программы», поэтому и степень достижения этих результатов тоже может по-разному оцениваться. Так, например, с 2015 года в российском образовании стала применяться независимая оценка качества образования, в которой активное участие стали принимать работодатели [7, с. 5]

Не смотря на все изменения в структуре и содержании федеральных государственных образовательных стандартов, в том числе учет требований профессиональных стандартов, а также участие работодателей в разработке образовательных программ, тем не менее уровень удовлетворенности как самих выпускников, так и работодателей, которые принимают их на работу, не стала значительно выше по сравнению с периодом до 2015 года, когда еще не было независимой оценки качества образования и других изменений в подготовке в нашей стране кадров с высшим образованием.

Рассмотрим далее, удовлетворенность студентов и выпускников вузов качеством подготовки, а также некоторые изменения в требованиях работодателей к уровню подготовки кандидатов.

Удовлетворенность студентов и выпускников вузов качеством подготовки.

По результатам исследования, проведенного АНО «Россия — страна возможностей» совместно с Минобрнауки среди более чем 1,4 тыс. студентов и выпускников из 200 вузов России, было выявлено, что больше 50% опрошенных сказали, что они не получили достаточных практических навыков. 49% респондентов – бакалавров и 38% респондентов-магистров отметили, что у них не было возможности пройти стажировку во время обучения в вузе. При этом магистры чаще указывали на то, что за время обучения им не хватило знаний и практических навыков в области IT-технологий и управления бизнес-процессами [11].

В диссертационном исследовании Сандлера Д.Г. [14] были опубликованы результаты масштабного исследования уровня удовлетворенности выпускников работой и полученным образованием в разрезе направлений подготовки (рис. 1.)

Рис. 1. Уровень удовлетворенности выпускников работой и полученным образованием в разрезе направлений, % [14, с. 130]

Как видно из данных рис. 1., ожидаемо магистры дали более высокие оценки по всем критериям, за исключением уровня заработной платы, так как, как правило, в магистратуру идут наиболее подготовленные выпускники программ бакалавриата, а также, хотя и очень редко – выпускники программ специалитета. Кроме того, магистры в большинстве своем уже работают, поэтому могут более объективно оценить те параметры, которые представлены на рисунке 1.

На графиках справа на рисунке 1 видно, что самый низкий уровень удовлетворения знаниями у бакалавров, обучающихся по экономическим и управленческим направлениям подготовки, хотя магистры, оценили свою удовлетворённость по этим же направлениям подготовки гораздо выше, чем бакалавры, а по оценке своей конкурентоспособности даже обошли такие направления подготовки, как гуманитарные, а также математика и IT.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в целом магистры, которые более объективно оценивают соответствие полученных знаний, умений требованиям работодателей, а также возможности и условия работы после окончания вуза по большинству позиций более, чем на 60%, а по двум параметрам даже более 80%, что свидетельствует о достаточно высоком уровне удовлетворенности обучающихся полученным образованием.

Изменение требований работодателей к уровню подготовки кандидатов.

Переходя в тому, как стали меняться требования работодателей к уровню подготовки кандидатов, прежде всего хотелось бы напомнить о книге «Кривая нормального распределения», написанной ученым-психологом Ричардом Херрнштейном и политологом Чарльзом Мюрреем в 1994 году, в которой они утверждали, что человеческая раса становится умнее с каждым последующим поколением и средний коэффициент интеллекта (IQ) увеличивается. В течение нескольких лет исследования ученых разных стран подтверждали это утверждение. Однако в последние два десятилетия произошли противоположные изменения

Так согласно данным экспертов Северо-Западного и Орегонского университетов, изучавших в течение 12 лет результаты онлайн-тестов участников проекта на уровень коэффициента интеллекта (IQ (оценки личности Synthetic Aperture)), значение IQ снизились во всех возрастных группах, как среди мужчин, так и среди женщин. При этом самые существенные снижения уровня IQ среди молодежи. Хуже всего обстоят теперь дела с решением проблем, проведением оценки числовых рядов, а также вербальное мышление. Единственный позитивный сдвиг есть в пространственном мышлении. [9]

Кроме того, в нашей стране и некоторых других странах кроме этой тенденции на рынок труда повлияли негативные демографические изменения, действующие в нашей стране начиная еще с девяностых годов и связанные с так называемой «демографической ямой», максимум которой первоначально ожидали в 2025 году, однако из-за событий последних лет по расчетам некоторых ученых передвинулся на 2036 год, причем это не окончательный прогноз [16]

Следствием этих негативных трендов как в количестве молодых специалистов, так и в их качестве стало снижение требований работодателей к уровню образования кандидатов. Так по данным аналитиков группы компаний Head Hunter по состоянию на середину февраля 2023 года в 57% объявлений российских компаний о вакансиях не указывалось наличие образования, как одного из важных требований к кандидатам. Только 30% компаний указывали на то, что им нужны кандидаты только с высшим образованием, и еще 13% компаний писали о том, что они ищут сотрудников со средним специальным или профессиональным образованием [13]

Следствие дефицита квалифицированных кадров стало то, что все больше работодателей из самых разных сфер деятельности, как в Москве, так и в регионах, стали принимать на работу сотрудников без опыта работы при одновременном увеличении инвестиций в обучение и развитие этих сотрудников. Часть компаний стала заниматься автоматизацией и роботизацией рабочих мест для сокращения численности сотрудников. Как показывает опыт компании Google, уволившей в начале 2023 года 12 тысяч сотрудников при одновременномвложении существенных инвестиций в искусственный интеллект [8], очевидно, что какая-то часть трудоспособного населения будет вынуждена искать новую работу, не затронутую пока еще процессами роботизации и автоматизации.

Влияние научно-технического прогресса на изменение занятости населения.

Многие исследования, проводимые как в нашей стране, так и за рубежом свидетельствуют о том, что автоматизация, роботизация, а также разработка новых сервисов и приложений в области искусственного интеллекта приведет к высвобождению персонала во многих сферах деятельности. Так в сообщении новостного телеканала CNBC (Stock Markets, Business News, Financials, Earnings) со ссылкой на отчет американского банка Goldman Sachs отмечается, что «новые сервисы и приложения в области искусственного интеллекта (ИИ), такие как чат-бот ChatGPT, способны оставить без работы примерно 300 миллионов человек, примерно две трети рабочих мест в Соединенных Штатах и Европе можно было бы автоматизировать хотя бы в некоторой степени. Например, в Соединенных Штатах наибольшая доля задач, которые могут быть автоматизированы, приходится на офисные и административные должности — 46 процентов. За ними следуют юридические специальности с 44 процентами и профессии в сфере архитектуры и инжиниринга — 37 процентов. Вместе с тем, лишь один процент задач в секторе уборки зданий и техобслуживания уязвим для автоматизации [3]».

На основе данных опроса Зарплаты.ру, проведенного среди российских работодателей наибольшая вероятность замены на искусственный интеллект есть по профессиям дизайнеров, маркетологов, копирайтеров и другим (рис. 2).

Рис.2. Распределение ответов работодателей о вероятности замены сотрудников нейросетью [5]

Совершенно очевидно, что нейросеть не сможет по крайней мере в самой ближайшей перспективе заменить тех, кто занят обучением детей, молодежи, а также взрослых обучающихся, так как обладают высокой эмпатией, а также лучше машин понимают индивидуальные особенности обучаемых, помогают им раскрыть свой потенциал и развить необходимые навыки.

При этом искусственный интеллект может использоваться как помощник, или ассистент для преподавателя, помогающий снять с него часть рутинной нагрузки. В качестве примера можно привести эксперимент преподавателя НИУ ВШЭ Александра Варнавского, использовавшего чат-бота для организации самостоятельной работы студентов. В результате чат-боту удалось уговорить выполнить задание в срок около 30% студентов. Но, помимо этого, чат-бот периодически спрашивал, сколько источников они просмотрели, сколько страниц написали и т.д., что, конечно, позволяет лучше организовывать самостоятельную работу студентов, но у преподавателей просто нет на это времени. [6]

Вместе с тем, искусственный интеллект стремительно развивается, теперь его возможностей опасаются даже создатели (речь об открытом письме руководителей наиболее технологичных компаний о необходимости приостановить разработку продвинутого искусственного интеллекта). Сейчас уже под удар также попала профессия журналиста. В проведенном исследовании искусственный интеллект всего за 20 секунд создал для небольшого сюжета. На Ставропольском новостном канале запустили прогноз погоды с ведущей, созданной нейросетью. Такая ведущая умеет разговаривать более чем на сорока языках [10].

Еще одно исследование компании SuperJob показало, что 55% HR-ов уверены, что искусственный интеллект не сможет заменить их на работе. И только 7% их коллег считают, что в ближайшие 10 лет ИИ полностью возьмет на себя функционал HR-специалистов. 33% представителей отрасли, которые приняли участие в опросе, проведенном SuperJob, думают, что искусственный интеллект заберет часть их задач. В то же время в полную автоматизацию своей работы в ближайшее 10-летие верят 31% менеджеров по туризму, 59% официантов и 57% менеджеров по работе с клиентами. [4]

Проблемы автоматизации и роботизации деятельности предприятий.

Во всем мире активно обсуждаются и внедряются технологии автоматизации и роботизации, хотя далеко не все такие проекты оказываются не то, что экономически эффективными, но могут даже иметь большой негативный эффект.

В качестве примера можно привести негативный опыт роботизации отелей. В 2015 году в Японии был открыт первый в мире полностью роботизированный отель Henn na Hotel, занесенный за это в Книгу рекордов Гиннеса (рис. 3)

Рис.3. Скриншоты из рекламного ролика отеля Henn na Hotel (https://youtu.be/f17kAQOcOKQ?t=3)

Сразу после открытия этого отеля в нем насчитывалось около 80 роботов. С учетом очень позитивной первоначальной реакции клиентов, было решено добавить роботов для развлечения гостей. Так, в фойе гостиницы появились танцующие гуманоиды и робособаки. В результате на людей легла дополнительная нагрузка по обслуживанию роботов, что привело к увеличению времени сверхурочной работы персонала. Персональные ассистенты «Chu-ri» в виде куклы с тюльпаноподобной головой (отсюда и название: Chūrippu — «тюльпан» на японском), которыми были во всех номерах, оказались способны лишь поддерживать простой разговор, типа «привет, как дела?», и по команде включать или выключать отопление и освещение в помещении. При этом было несколько случаев, когда «Chu-ri» воспринимали храп гостей как непонятный вопрос, в результате чего постоянно будили гостей своими уточняющими вопросами. 

Следствием большого количества жалоб гостей в начале 2019 года стало решение руководства этого отеля «уволить» более половины из 243 сотрудников-роботов, которые не справлялись с обязанностями и скорее создавали проблемы для персонала и постояльцев. Как позднее сказал руководитель гостиничной сети Henn na Hotel: «Когда вы действительно внедряете роботов, то понимаете, что кое-где они совсем не нужны, и только раздражают людей»[12].

Развитие критического мышления и навыков письменной коммуникации у студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки 43.03.03 «Гостиничное дело»

Возвращаясь к результатам исследования об уровне интеллекта, следует отметить, что в последние годы, действительно, как в школах, так и в вузах многие преподаватели стали отмечать низкий уровень критического мышления, умения грамотно формулировать предложения, аргументировано обосновывать свою точку зрения.

В нашей стране в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования используются одни и те же универсальные компетенции для соответствующих уровней образования. Так первая и четвертая универсальная компетенция как раз и связаны с упоминавшимися выше критическим мышлением, письменными и устными коммуникациями (таблица 2).

Таблица 2.

Универсальные компетенции в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 43.03.03 «Гостиничное дело» [2] (фрагмент)

Наименование категории (группы) универсальных компетенцийКод и наименование универсальной компетенции выпускника
Системное и критическое мышлениеУК-1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
КоммуникацияУК-4. Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)

В качестве примера, используемого автором статьи во время проведения занятий или при разработке заданий для самостоятельной работы можно привести критический анализ текстов из открытых источников – специализированных журналов, научных статей, аналитических обзоров и т.д. (рис. 4)

Рис. 4. Пример задания на редактирование некорректных текстов специализированных журналов

Задача студентов при выполнении таких заданий состоит в том, чтобы выявить в исходном тексте (текст слева) некорректные фразы (выделены красными линиями), объяснить что именно не корректно сформулировано и почему студент так считает, а также предложить свой, правильный вариант (столбец справа).

Другим вариантом задания может быть критический анализ текстов известных бизнес-книг. Самое сложное в таких заданиях, по мнению студентов, после прочтения книги обосновать, что именно из описанного в книге не может быть применено в той или иной сфере деятельности, или с какими именно утверждениями автора книги студент не может согласиться. Пример выполнения такого задания представлен в таблице 3.

Таблица 3.

Пример задания на развитие критического мышления (обоснование невозможности применения отдельных рекомендаций из известных бизнес-книг)

Бизнес-книга Скотта Гэллоуэй «Четверка: скрытая ДНК Amazon, Apple, Facebook и Google
Рекомендации (идеи) и цитаты, подтверждающие эти идеиОбоснование того, почему эти рекомендации или идеи не могут быть применены в гостиницах
1. Расположение только в больших городах. «Нужно, чтобы вы и ваша компания: находились в больших городах.»Рекомендация о расположении только в больших городах не может быть реализована в гостиницах по той причине, что расположение гостиниц зависит от ее позиционирования. Если гостиница позиционируется как отель для отдыха и оздоровления, то она может быть успешной, если будет расположена в малых городах или небольших населенных пунктах
2. «Многозадачность» персонала. » сегодня все меньше областей, где люди выполняют ограниченный набор задач. В цифровой век работник в течение дня выполняет множество разнообразных задач, играет разные роли.Идея о «многозадачности» персонала не может быть использована в крупных гостиницах, так как каждый сотрудник в таких гостиницах должен работать точно в соответствии со своими должностными обязанностями. То есть каждый сотрудник в гостинице должен выполнять свои производственные задачи во избежание хаоса в процессе работы. При этом следует отметить, что такая идея все же может быть реализована в малых гостиницах, где, например, сотрудник СПиР может выполнять функции горничной или другие функции, т.е. быть так называемым «универсальным солдатом»

Таким образом, разработка индивидуальных, не повторяющихся из гола в год, заданий, при выполнении которых студенты не могут найти ответы или готовые решения в интернет-поисковиках, направлено на развитие критического мышления, формирование грамотных устных и письменных коммуникаций, т.е. способствует формированию вышеуказанных в таблице 2 универсальных компетенций, без которых современному выпускнику вуза будет сложно решать производственные задачи, даже в роли исполнителя (специалиста), не говоря уже о роли руководителя, который в современном турбулентном мире должен уметь решать задачи с максимальной степенью неопределенности факторов внутренней и особенно внешней среды. 

Заключение

Цели вузов при разработке образовательных программ в условиях меняющихся запросов общества состоят прежде всего в обеспечении конкурентоспособности выпускников на рынке труда. На основе вышеприведенных результатов различных исследований можно сделать вывод о том, что важнейшими факторами, обеспечивающими востребованность выпускников вузов, являются их способности применить полученные знания и умения в своей практической деятельности, адаптироваться под потребности конкретного работодателя, уметь критически мыслить при решении производственных задач.

Определенную роль в изменении форм и методов подготовки кадров в вузах будут играть современные программы автоматизации образовательной деятельности, в том числе на основе использования искусственного интеллекта, который от ассистента преподавателя в будущем частично сможет заменять преподавателя.

Вместе тем, при разработке и выполнении индивидуальных проектов, курсовых работ, выпускных квалификационных работ, роль преподавателя, как ученого, консультанта, наставника, учитывающего способности и возможности конкретного студента, будет оставаться неизменно высокой и не будет заменена машиной (если только вместо творческих работ не будет использоваться стандартное тестирование или какие-то другие формы машинной оценки уровня знаний студентов).

Литература

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 17.02.2023 г.)
  2. Приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 N 515 (ред. от 08.02.2021) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 43.03.03 Гостиничное дело (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021)
  3. 300 млн человек рискуют лишиться работы из-за искусственного интеллекта. URL: https://ren.tv/news/v-mire/1089032-razvitie-ii-sposobno-lishit-raboty-300-mln-chelovek-i-uvelichit-mirovoi-vvp-na-7
  4. 55% HR-ов уверены, что искусственный интеллект не сможет заменить их на работе. URL: https://www.hr-director.ru/news/76466-55-hr-ov-uvereny-chto-iskusstvennyy-intellekt-ne-smojet-zamenit-ih-na-rabote
  5. Аракелян Е. Какие профессии заменит искусственный интеллект. 22.03.2023. URL: https://www.kp.ru/daily/27481/4737247/?from=tg
  6. Бабаян Г. Третий глаз учителя. Ведомости. 30.03.2023. URL:  https://www.vedomosti.ru/opinion/columns/2023/03/30/968722-tretiiglazuchitelya
  7. Волков В.Н. Независимая оценка качества образования как элемент региональной системы управления качеством образования. В сборнике: Система оценки качества образования в Санкт-Петербурге. Санкт-Петербург, Издательство: ГБУ ДПО «Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий», 2018. С. 5-11.
  8. Злобин А. Google объявил об увольнении 12 000 сотрудников. / А. Злобин // [Электронный ресурс] URL: https://www.forbes.ru/tekhnologii/484007-googleobavilobuvolnenii-12-000-sotrudnikov (дата обращения 12.04.2023)
  9. Исследование: Показатели IQ в США снизились впервые почти за столетие. 13.03.2023. URL: https://mir24.tv/news/16545037/issledovanie-pokazateli-iq-v-ssha-snizilis-vpervye-pochti-za-stoletie
  10. Нейросеть провела прогноз погоды на ставропольском телеканале. 26.03.2023. URL: https://ren.tv/news/v-rossii/1088257-zhurnalisty-riskuiut-ostatsia-bez-raboty-iz-za-neirosetei
  11. Нефедова А. Зачетная зарплата. Известия. 01.09.2022. URL: https://iz.ru/1388318/alena-nefedova/zachetnaia-zarplata-oklad-do-55-tys-rublei-ustroit-polovinu-studentov
  12. Первый в мире японский отель с сотрудниками-роботами отказался от «услуг» более чем половины машин, которые не справлялись со своими обязанностями // Интерфакс-туризм, 16.01.2019 года.
  13. Плескань О. Без образования: устроиться на работу без «корочки» стало проще. 16.02.2023. URL: https://hh.ru/article/31314?hhtmFrom=article_market-news_job-market-news_list
  14. Сандлер Д.Г. Стратегии повышения конкурентоспособности российского высшего образования на основе обеспечения экономической устойчивости университетов. Диссертация на соискание уч. степ. д.э.н. М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2023, 611 с.
  15. Тысячин А. С. Критерии оценки конкурентоспособности высших учебных заведений в мировой экономике. Вестник университета. 2017, № 5, C. 110–115
  16. Чебыкина О. Кто работать-то будет? URL:https://www.dk.ru/news/237181228 
Поделиться в соц. сетях: