Номер 2/2021

Научно-практический журнал «Российские регионы: взгляд в будущее»
Тема номера: «Искусство отдыха»
Выпуск № 2 (том 8) , июнь-август, 2021

Содержание / Contens
От редакции / From editor

Российский туризм: проблемы и перспективы развития

Траектория развития туризма в РФ: от программных документов до корпорации
Джанджугазова Е.А., Кобяк М.В.
В статье рассматривается траектория развития туризма за последнее десятилетие, охватившее новый этап становления и развития внутреннего туризма с опорой на мобилизационную модель, позволившую в короткие сроки создать региональную туристскую инфраструктуру, позволяющую предложить современный и конкурентоспособный турпродукт.
Ключевые слова: туризм, индустрия гостеприимства, стратегия развития, корпорация по туризму

The trajectory of tourism development in the Russian Federation: from policy documents to a corporation
E. Dzhandzhugazova , M. Kobyak
The article examines the trajectory of tourism development over the past decade, which covered a new stage in the formation and development of domestic tourism based on a mobilization model, which made it possible to create a regional tourist infrastructure in a short time, allowing to offer a modern and competitive tourist product.
Key words: tourism, hospitality industry, development strategy, tourism corporation

Международный проект «Город объединенных наций» как перспективное направление развития внутреннего и въездного туризма в Московском регионе
Остроумов О. В., Путрик Ю. С.
В статье анализируются проблемы внутреннего туризма в Российской Федерации, и предлагается масштабный туристский проект в Московском регионе, связанный с привлечением иностранного капитала и продвижением российских культурных ценностей на базе объектов зарубежного российского наследия.
Ключевые слова: туризм, инвестиции, доступность, международное сотрудничество

International project «City of United Nations» as a promising direction for the development of domestic and inbound tourism in the Moscow region
O. Ostroumov, Yu.Putrik
The article analyzes the problems of domestic tourism in the Russian Federation and proposes a large-scale tourist project in the Moscow region, associated with attracting foreign capital and promoting Russian cultural values on the basis of objects of foreign Russian heritage.
Key words: tourism, investment, accessibility, international cooperation

Оценка туристического потенциала и туристской привлекательности в Ямало-Ненецком автономном округе
Логинов Д.А., Ведерников Н.Ю.
В статье дана оценка туристического потенциала и туристской привлекательности в Ямало-Ненецком автономном округе. Автором проведен анализ оценки туристской привлекательности Ямало-Ненецкого автономного округа на основе показателей деятельности коллективных средств размещения в 2018–2020 гг. Предложены рекомендации по решению проблем и по совершенствованию развития туризма на Ямале.
Ключевые слова: туризм, туристический потенциал, коллективные средства размещения, этнографический туризм

Assessment of the tourist potential and tourist attractiveness in the Yamalo-Nenets Autonomous district
D. Loginov , N.Vedernikov
The article assesses the tourist potential and tourist attractiveness in the Yamalo-Nenets Autonomous district. The author analyzes the assessment of tourist attractiveness of the Yamalo-Nenets Autonomous district based on the performance indicators of collective accommodation facilities in 2018-2020.Recommendations for solving problems and improving the development of tourism in Yamal are proposed.
Keyword: tourism, tourism potential, collective accommodation facilities, ethnographic tourism

Роль корпоративной культуры в разработке стратегии развития предприятий функционирующих в условиях продолжающейся пандемии Ковид-19
Зайцева Н.А.
В статье исследуется влияние корпоративной культуры на решения менеджмента российских предприятий, о стратегии развития в условиях продолжающейся пандемии Ковид-19. Рассмотрены сущность понятия «корпоративная культура», формальная и неформальная корпоративная культура. Показана взаимосвязь жизненных ценностей собственника бизнеса и элементов системы управления предприятия. Описаны основные элементы корпоративной культуры и приведены их примеры. Сформулированы изменения в системе управления предприятиями в период пандемии Ковид-19, связанные с жизненными ценностями собственников бизнеса, а также ценностями и нормами корпоративной культуры тех или иных предприятий. Предложены направления деятельности по повышению результативности труда сотрудников, а также поддержанию формальной корпоративной культуры в условиях дистанционного или комбинированного формата работы.
Ключевые слова: корпоративная культура, ценности, ритуалы, стимулирование персонала, штрафы, вовлеченность персонала, пандемия Ковид-19

The role of corporate culture in developing a strategy for the development of enterprises operating in the context of the ongoing Covid-19 pandemic
N.Zaitseva
The article examines the influence of corporate culture on the management decisions of Russian enterprises, on the development strategy in the context of the ongoing Covid-19 pandemic. The essence of the concept of «corporate culture», formal and informal corporate culture are considered. The relationship between the life values of the business owner and the elements of the enterprise management system is shown. The main elements of corporate culture are described and their examples are given. Changes in the enterprise management system during the Covid-19 pandemic are formulated, related to the life values of business owners, as well as the values and norms of the corporate culture of certain enterprises. The directions of activities to improve the productivity of employees, as well as to maintain a formal corporate culture in a remote or combined work format are proposed.
Key words: corporate culture, values, rituals, staff incentives, penalties, staff involvement, Covid-19 pandemic

Туризм: новые тренды

Сельские гостевые дома в контексте развивающегося законодательства в области сельского туризма
Карасева Г.Ю.
В статье анализируются изменения в российском законодательстве в связи с появлением в нем определения понятия – «сельский туризм» и возможные последствия этого для развития сегмента услуг сельских гостевых домов. Исследуются изменения нормативно-правового обеспечения сельского туризма в Российской Федерации, которые есть в уже принятых и планируемых к принятию нормативных документах федерального значения. Исследованы и обобщены научные подходы к пониманию сущности понятий «сельский туризм» и «агротуризм». Проведен анализ статистики развития сельского и агротуризма в Европе, а также суммарного годового доход сельских гостевых домов в России по официальной и экспертной оценке. Сформулированы основные проблемы, препятствующие развитию сельского туризма в РФ, а определены перспективы развития этого вида туризма. Описан опыт развития туризма и сельских гостевых домов в Липецкой области.
Ключевые слова: сельский туризм, агротуризм, сельские гостевые дома, усадьбы, туризм в Липецкой области

Rural guest houses in the context of developing legislation in the field of rural tourism
G. Karaseva
The article analyzes the changes in the Russian legislation in connection with the appearance in it of the definition of the concept — «rural tourism» and the possible consequences of this for the development of the segment of services of rural guest houses. The article examines the changes in the regulatory framework of rural tourism in the Russian Federation, which are already adopted and planned for adoption by regulatory documents of federal significance. Researched and generalized scientific approaches to understanding the essence of the concepts of «rural tourism» and «agritourism». The analysis of statistics on the development of rural and agritourism in Europe, as well as the total annual income of rural guest houses in Russia, according to official and expert estimates. The main problems that hinder the development of rural tourism in the Russian Federation are formulated, and the prospects for the development of this type of tourism are determined. The experience of the development of tourism and rural guest houses in the Lipetsk region is described.
Keywords: rural tourism, agritourism, rural guest houses, estates, tourism in the Lipetsk region

Глэмпинг как новая концепция отдыха и перспективы его развития в России
Драчева Е.Л., Николаева А.В.
В статье рассматривается новая концепция отдыха — глэмпинг, который определяется как разновидность кемпинга, объединяющая в себе комфорт гостиничного номера с возможностью отдыха на природе. Показана связь глэмпинга с концепцией устойчивого развития, с экологическим туризмом. Особое место в статье уделено истории глэмпинга и появлению самого термина «глэмпинг». Далее в статье говорится о преимуществах глэмпинга, к которым относятся: экономия времени и сил, возможность соприкоснуться с природой, не отказываясь от благ цивилизации и пока еще ограниченные рамки выбора. Последний показатель можно рассматривать и как недостаток, к которым также относятся: высокая загруженность и ценовая политика. Далее в статье говорится о том, по каким критериям следует выбирать глэмпинг, к которым можно отнести – географическое расположение, а также типы глэмпингов и глэмпов. Отдельное внимание уделено анализу целевых групп. Показано состояние глэмпинга за рубежом, в частности, в тех странах, где это явление получило наибольшее развитие. Рассматривается глэмпинговое движение в России, влияние пандемии COVID-2019 на рост глэмпингов нашей стране.
Ключевые слова: глэмпинг, глэм, концепция устойчивого развития, туризм,устойчивый туризм, экологический туризм, Россия

Glamping as a new concept of recreation and prospects for its development in Russia
E.Dracheva, A. Nikolaeva
The article discusses a new concept of recreation — glamping, which is defined as a type of camping that combines the comfort of a hotel room with the possibility of outdoor recreation. The connection of glamping with the concept of sustainable development, with ecological tourism is shown. A special place in the article is given to the history of glamping and the emergence of the term «glamping» itself. The article further discusses the benefits of glamping, which include: saving time and effort,the opportunity to get in touch with nature without giving up the benefits of civilization and the still limited scope of choice. The latter indicator can be considered as a disadvantage, which also include: high workload and pricing policy.Further in the article it is said about what criteria should be used to choose glamping, which can be attributed to — geographical location, as well as the types of glamping and glamping. Special attention is paid to the analysis of target groups.The state of glamping abroad is shown, in particular, in those countries where this phenomenon has received the greatest development.The glamping movement in Russia, the impact of the COVID-2019 pandemic on the growth of glamping in our country is considered.
Keywords: glamping, glam, sustainable development concept, tourism, sustainable tourism, ecological tourism, Russia

Событийный туризм в Тульской области. Концепция музыкального джазового фестиваля JAZZONAIR
Дворовкин Д.С., Пономарева И.Ю.
В статье рассмотрены значимые событийные мероприятия России и Тульской области и факторы, влияющие на фестивальный туризм. Особое внимание уделено музыкальным фестивалям, проходящим на территории региона, и, в частности, фестивалю «Дикая мята». Представлена динамика его посещаемости за последние пять лет, показавшая стремительный рост его участников. На основе проведенного SWOT-анализа даются рекомендации по дальнейшему развитию проекта. С целью повышения узнаваемости Тульской области и привлечения туристов путем популяризации мировой музыкальной джазовой культуры в работе предлагается концепция нового джазового фестиваля JAZZONAIR.
Ключевые слова:событийный туризм, событийные мероприятия, фестивальный туризм, фестиваль «Дикая мята», концепция джазового фестиваля

Event tourism in the Tula region. The concept of the JAZZ ON AIR music jazz festival
D.Dvorovkin, I.Ponomareva
The article discusses significant event events in Russia and the Tula region and the factors affecting festival tourism. Particular attention is paid to music festivals taking place in the region, and, in particular, the Wild Mint festival. The dynamics of its attendance over the past five years, which showed the rapid growth of its participants, is presented. Based on the conducted SWOT-analysis, recommendations are given for the further development of the project. In order to increase the recognition of the Tula region and attract tourists by popularizing the world musical jazz culture, the concept of a new jazz festival JAZZ ON AIR is proposed.
Keywords: event tourism, event activities, festival tourism, the Wild Mint festival, the concept of a jazz festival

Труды молодых авторов

Применение SWOT-анализа для разработки стратегических альтернатив развития Radisson Collection Hotel, Moscow
Баранов Б. Ю.
В статье отражается теоретическая и практическая значимость SWOT-анализа, который является распространенным инструментом стратегического планирования, рассматриваются особенности его применения. С помощью данного универсального метода, способного адаптироваться к любому объекту исследования, были определены основные тенденции гостиничного рынка Москвы, изучены сильные и слабые стороны, возможности и угрозы, связанные с Radisson Collection Hotel, Moscow и предложены рекомендации для будущего развития конкурентного потенциала гостиницы.
Ключевые слова: SWOT-анализ, рынок гостиничных услуг, тенденции, гостиничный комплекс,сильные и слабые стороны, возможности, угрозы, конкурентоспособность

Application of SWOT analysis to develop strategic alternatives for the development of Radisson Collection Hotel, Moscow
B. Baranov
The article reflects the theoretical and practical significance of SWOT analysis, which is a common tool for strategic planning, and examines the features of its application. With the help of this universal method, capable of adapting to any object of research, the main trends of the Moscow hotel market were identified, the strengths, weaknesses, opportunities and threats associated with the Radisson Collection Hotel, Moscow were studied and recommendations for the future development of the hotel’s competitive potential were proposed.
Keywords: SWOT analysis, hospitality market, trends, hotel complex, strengths and weaknesses, opportunities, threats, competitiveness

Анализ рынка гостиничных услуг на территории Новой Москвы
Герт Ю. А.
Статья посвящена исследованию ключевых аспектов и особенностей развития современного рынка гостиничных услуг на территории Новой Москвы, как одной из наиболее стремительно развивающихся территорий в стране. В рамках данного исследования проанализирован гостиничный рынок Новой Москвы, выявлены его основные тенденции, динамика развития ключевых показателей данного рынка, а также обозначены перспективы его развития на ближайшие годы.
Ключевые слова: рынок, сервис, гостиница, Москва, анализ, услуги, развитие, состояние

Analysis of the hotel services market in the territory of New Moscow
Y. Gert
The article is devoted to the study of the key aspects and features of the development of the modern hotel services market in the territory of New Moscow, as one of the most rapidly developing territories in the country. This study analyzes the hotel market of New Moscow, identifies its main trends, the dynamics of the development of key indicators of this market, and outlines the prospects for its development in the coming years.
Keywords: market, service, hotel, Moscow, analysis, services, development, condition

Сведения об авторах /Information about authors

Поделиться в соц. сетях: