Номер 4/2015

Научно-практический журнал «Российские регионы: взгляд в будущее»
Выпуск № 4(5) 2015

Тема номера: «Коммуникации в современном обществе»

Содержание / Contents

От редакции / From the Editor

PERSONA/PERSONA

Диалог вместо пушек: завещание великого дипломата
Мазин К.А.
В статье рассматривается один из важнейших видов коммуникации – отношения между странами и народами. В качестве примера наиболее удачного осуществления подобных связей приводится деятельность на посту министра иностранных дел Российской империи А.М.Горчакова. Дается краткий ретроспективный анализ достижений и промахов его восприемников на посту главы внешнеполитического ведомства нашей страны.
Ключевые слова: Российская империя, канцлер А.М.Горчаков, Александр II, внешняя политика, межгосударственная коммуникации.

Dialogue instead of guns: the great diplomat’s will
K. Mazin
One of the most important forms of communication — relations between countries and peoples – are presented in the article. M. Gorchakov’s activity on the post of Minister of Foreign Affairs of the Russian Empire is given as an example of the most successful implementation of such relations. There has been conducted a brief retrospective analysis of his successors’ achievements and failures as heads of the Foreign Ministry of our country.
Keywords: Russian Empire, chancellor M. Gorchakov, Alexander II, foreign policy, interstate communications.

Коммуникации: научно-образовательный аспект/ Communications: scientific and educational aspects

Научное сообщество в пространстве коммуникаций
Аманжолова Д.А.
В обзоре некоторых распространенных форм современного общения историков и гуманитариев акцентируется внимание на основных проблемах и возможностях диалоговых площадок для развития научных достижений и повышения культуры исследовательского труда, стимулирования перспективных разработок и укрепления связи ученого сообщества с различными социальными институтами.
Ключевые слова: наука, общение, дискуссия, исследовательская культура, формы научных коммуникаций.

Scientific community in communications
D. Amanzholova
Based on a review of some common forms of modern communication of historians and humanitarians, attention is focused on the key challenges and opportunities for dialogue platforms for the development of scientific achievements and culture improvement of research work, promoting of promising developments and strengthening relations between the scientific community and a variety of social institutions.
Keywords: science, communication, discussion, research culture, forms of scientific communications.

Диверсификация высшего образования в условиях социокультурного взаимодействия вуза и музея
Ганьшина Г.В., Грибкова Г.И., Умеркаева С.Ш.
Статья посвящена проблеме взаимодействия учреждений высшего профессионального образования с учреждениями музейного типа. Авторы стоят на позиции, согласно которой развитие системы партнерских отношений вуза и музея является одной из эффективных форм диверсификации высшего образования и формирует новый подход к профессиональной подготовке кадров для учреждений социально-культурной сферы.
Ключевые слова: диверсификация высшего образования, социокультурное взаимодействие, вуз, музей, социально-культурная деятельность, проект.

Higher education diversification in terms of social and cultural interaction between university and museum
G. Ganshina, G. Gribkova, S. Umerkaeva
The article discusses the interaction between institutions of higher vocational education and museum-type institutions. The authors stand on the position that the development of university-museum partnership is one of the most effective forms of diversification of higher education, as it creates a new approach to vocational training institutions for the socio-cultural sphere.
Keywords: higher education diversification, socio-cultural interaction, higher education institution, museum, socio-cultural activity, project.

Формирование социальной активности учащейся молодежи вузов Москвы в условиях студенческих строительных отрядов: опыт 1971 -1980 гг.
Бабаева Е. В., Ганьшина Г.В.
Ставшие в 1971-1980 годах образцом студенческого самоуправления, студенческие строительные отряды вузов Москвы на основе добровольности, полной самостоятельности организовывали труд, быт и досуг учащейся молодежи, сохраняя высокую дисциплину и ответственность перед коллективом. Главными задачами ССО яв¬лялись организация и выполнение строительных работ силами студентов высших и средних специальных учебных заведений в период летних каникул; трудовое воспитание студентов, формирование у них лучших политических и деловых качеств; прове¬дение агитационно-пропагандистской и культурно-массовой рабо¬ты среди населения, разнообразной работы с пионерами и школь¬никами; активное участие в делах работающей молодежи, всесто¬ронняя помощь местным комсомольским организациям.
Ключевые слова: студенческие строительные отряды, вузы Москвы, студенческое самоуправление, комсомольские организации, молодежная структура СССР.

Social activity formation of Moscow higher education institution students based on student construction brigades: the experience of 1971 -1980
E. Babaeva, G. Gnashing
Becoming the model of student’s self-government in 1971-1980, student construction groups of Moscow higher education institutions, based on voluntariness and full independence, organized work, life and leisure of the studying youth, keeping high discipline and being responsible for their collectives. The main tasks of SCG were the organization and performance of construction works by forces of students of the higher and secondary special educational institutions in the period of summer holidays; labour education of students, formation of their best political and business qualities; carrying out agitation, propaganda, cultural and mass work among the population, various work with pioneers and pupils; active participation in the working youth activities, full assistance to the local Komsomol organizations.
Key words: student construction groups, higher education institutions of Moscow, student’s self-government, Komsomol organizations, youth structure of the USSR.

Коммуникации: организационно-экономический аспект/ Communications: organizational and economic aspects

Стандартизация деятельности как инструмент коммуникации современного бизнеса
Зайцева Н.А.
В статье рассматриваются проблемы разработки и применения различных видов стандартов деятельности (профессиональные стандарты, стандарты сервиса и бизнес-процессов, регламенты деятельности и т.д.) как инструмента коммуникаций в современном бизнесе. Автор обосновывает роль этих нормативно-методических документов в определении норм и правил трудового поведения персонала. Также рассматриваются особенности использования принципов стандартизации в компаниях с разными видами корпоративной культуры.
Ключевые слова: стандарт, регламент, коммуникации, корпоративная культура

Standardization of activities as a communication tool of modern business
N. Zaitseva
В статье рассматриваются проблемы разработки и применения различных видов стандартов деятельности (профессиональные стандарты, стандарты сервиса и бизнес-процессов, регламенты деятельности и т.д.) как инструмента коммуникаций в современном бизнесе. Автор обосновывает роль этих нормативно-методических документов в определении норм и правил трудового поведения персонала. Также рассматриваются особенности использования принципов стандартизации в компаниях с разными видами корпоративной культуры.
The problems of various types of performance standard development and application (professional standards, service standards and business processes, regulations, activities, etc.) as a communication tool in today’s business are considered in the article. The author justifies the role of these regulations and methods in determining the rules and regulations of staff labour behavior. The specifics of standardization principles use in companies with different types of corporate culture are considered as well.
Keywords: standard, regulation, communications, corporate culture

Методические аспекты разработки прогноза развития туризма в Калининградской области на основе использования форсайт-технологий
Филиппов Ю.Ю., Овечкина О.П., Амурова М., Лутковская П.Д.
В статье отражены результаты применения форсайт-технологий для построения прогноза развития туризма в Калининградской области до 2035 года. Подробно описаны этапы подготовки и проведения форсайт-сессии, предложены методические подходы к определению структуры участников форсайт-сессии на примере Калининградской области. Практический интерес для специалистов, занимающихся разработкой проектов в области регионального туризма, может представлять материал по выявлению текущих и долгосрочных трендов, а также их интерпретация в виде возможностей и угроз для различных групп, заинтересованных в развитии туризма в регионах.
Ключевые слова: туризм, форсайт, Калининградская область

Methodological aspects of the formation of the tourism development forecast in the Kaliningrad region based on the foresight technology use.
Yu. Philippov, O. Ovechkina, M. Amurova, P. Lutkovskaya
The article presents the results of the foresight technology application to the formation of the tourism development forecast in the Kaliningrad region till 2035. The stages of preparation and conduction of the foresight session are described in details. The methodical approaches to determining the structure of participants in the foresight session based on the example of the Kaliningrad region are suggested. The practical interest for those engaged in project development in the regional tourism area is the material to identify the current and long-term trends, as well as their interpretation in the form of opportunities and threats for the various groups interested in the development of tourism in regions.
Keywords: tourism, foresight, the Kaliningrad region

Наука как неотъемлемая часть инновационного развития Российской Федерации
Лопаткин Д.С.
В статье раскрывается место и роль научной среды на пути становления новой инновационной экономики России. Автор утверждает, что Россия обладает главным необходимым ресурсом, для того чтобы стать одним из ключевых участников глобальной инновационной экономики – человеческим капиталом. В статье отмечается, что повышение конкурентоспособности российской экономики за счет роста производительности труда на основе инновационных решений, снижения себестоимости продукции и появления новых высокотехнологических продуктов возможно только при эффективном развитии и дополнительном инвестировании в научную сферу. Предлагаются рекомендации по развитию российской науки, выполнение которых позволит сформировать базовые условия инновационного развития страны в целом.
Ключевые слова: инновации, наука, коммерциализация научных исследований, инвестиции.

Science as an integral part of the Russian Federation innovative development
D. Lopatkin
The article reveals the place and role of the scientific environment in the establishment of the new Russian innovation economy. The author claims that Russia has the main resources needed to become one of the key players in the global innovation economy — human capital. The article notes that improving the competitiveness of the Russian economy by increasing productivity through innovation, reduction of production costs and the emergence of new high-tech products is only possible with the effective investment in science, there are recommendations on the development of Russian science in the article that can help to form the basic conditions of innovative development of the whole country.
Keywords: innovation, science, commercialization of scientific research

Российский туризм: «новая» и «старая» реальность / Russian tourism: «new» and «old» reality

Российский туризм в «новой реальности»: постановка проблемы
Джанджугазова Е.А.
В статье раскрываются возможности и перспективы развития РФ в современных условиях «новой реальности». На примере сферы туризма и гостеприимства раскрываются особенности основных трендов, представленных в трех измерениях: экономики, технологии и социума. Подводя итоги, автор подчеркивает парадоксы современной экономической жизни, выделяя отсутствие отраслевых приоритетов, смещение акцентов инновационной деятельности на уровень предприятий и смену представлений о том, какие отрасли хозяйства характеризуют высокий уровень развития экономики государства в современном мире.
Ключевые слова. Туризм, новая реальность, экономика, технологии, социальная сфера.

Russian tourism in the «new reality»: problem statement
E. Dzhandzhugazova
The possibilities and prospects of the Russian Federation development in modern conditions of the “new reality” are presented in the article. There are described the specifics of the basic trends in tourism and hospitality represented in three dimensions: economy, technology and society. To sum it up, the author highlights the modern economic life paradoxes, taking into consideration the absence of sectoral priorities, the shift of innovation activity to the level of enterprises and perception changes regarding sectors of the economy which characterize the high level of the state economic development in the modern world.
Keywords: tourism, new reality, economy, technology, social sphere.

«Трудности перевода»: особенности коммуникации в сфере советского выездного туризма
Орлов И.Б.
В статье на основе документов двух центральных архивов (Государственного архива Российской Федерации и Российского государственного архива новейшей истории) реконструируются особенности межкультурной коммуникации советских туристов за границей. Автор делает вывод, что специфика коммуникации была связана не только с плохим знанием туристами иностранных языков, но и установкой на ограничение прямых контактов с иностранными гражданами. Кроме того, следует говорить о «трудностях перевода» не только с иностранных языков, но и, прежде всего, с иного идеологического языка, особенно в странах т.н. капиталистического лагеря. Однако по мере расширения туристских потоков и либерализации выезда межкультурная коммуникация, начинавшаяся как идеологическая, постепенно превращалась в коммуникацию «торговую».
Ключевые слова: выездной туризм, коммуникация, табу, гид

«Lost in translation»: specifics of communication in the Soviet outbound tourism
I.Orlov
The specifics of Soviet tourists’ intercultural communication abroad are presented in the article on the basis of two documents of the Central archives (State archive of the Russian Federation and the Russian state archive of contemporary history). The author concludes that the specific of communication was associated not only with tourists’ poor knowledge of foreign languages, but the setting on the restriction of direct contacts with foreign citizens. In addition, there should be told about «lost in translation» not only from foreign languages, but, above all, ideological language, especially in the countries of the so-called capitalist camp. However, with the expansion of tourist flows and the liberalization of travelling permission intercultural communication, being originally ideological, was gradually transforming into trading communication.
Keywords: outbound tourism, communication, taboos, tour guide

ХРОНОТОП (иллюстрация) / Chronotope

Коммуникации как способ сопряжения частного и общественного пространства… или конструктивизм без границ
Джанджугазова Е.А.
Автор статьи, оперируя понятиями «пространства» и «времени», открывает своеобразное диалоговое окно в эпоху советского авангарда, создавшего новый революционный стиль — конструктивизм. Памятники архитектуры советского конструктивизма предлагается рассматривать как талантливо выстроенные коммуникации, доносящие революционные идеи пластическим языком архитектуры.
Ключевые слова: коммуникации, общественное пространство, язык архитектуры, конструктивизм.

Communications transmitted by the language of architecture as a way of pairing the private and public spaces… or constructivism without limits
E. Dzhandzhugazova
Based on the «space» and «time» terms, the author presents some kind of a dialogue in the era of the Soviet avant-garde that created the new revolutionary style — constructivism. It is suggested to consider the architectural monuments of the Soviet constructivism as finely built communications, bringing the revolutionary ideas by the plastic language of architecture.
Keywords: communications, public space, the language of architecture, constructivism.

Зарубежье / Abroad

Сирия: туризм до и после войны
Басем Ассаф
В статье рассматриваются основные туристские достопримечательности столицы Сирии Дамаска. Автор подчеркивает важность возрождения туризма в Сирии и восстановление памятников культурного наследия, пострадавших в результате военных действий на территории страны.
Ключевые слова: Дамаск, туристские достопримечательности, памятники культуры Сирии.

Syria: tourism before and after the war
 Basem Assaf
The main tourist attractions of the capital of Syria Damascus are considered in the article. The author emphasizes the importance of tourism revival in Syria and restoration of cultural heritage affected by the hostilities in the country.
Keywords: Damascus, tourist attractions, cultural sites in Syria.

Сведения об авторах / Information about the authors

Поделиться в соц. сетях: