Национальная система профессиональных квалификаций: единые требования или возможен учет региональных особенностей рынка труда

Национальная система профессиональных квалификаций: единые требования или возможен учет региональных особенностей рынка труда

Д.э.н., проф. Зайцева Н.А.

Современная система профессиональных квалификаций стала активно формироваться после появления так называемых «майских указов» Президента. Начиная с 2012 года в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» [1] была начата активная работа по созданию национальной системы профессиональных квалификаций.

Одним из первых шагов в этом направлении стало создание в марте 2014 года Указом Президента РФ Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям (далее НСПК). В середине 2014 года НСПК утверждает первые советы по профессиональным квалификациям (далее СПК) по различным областям. Эти СПК должны были стать так называемыми «ответственными организациями», которые отвечают за создание и дальнейшее совершенствование системы профессиональных квалификаций по отдельным видам профессиональной деятельности. К концу 2016 года в НСПК было утверждено уже 28 таких СПК.

Информация о динамике их развития была представлена на итоговом совещании НСПК в 2016 году и отражена на рисунке 1.

 

Динамика создания СПК по видам профессиональной деятельности за период с 2014 по 2016 г.г.[6]

Динамика создания СПК по видам профессиональной деятельности за период с 2014 по 2016 г.г.[6]

За первый год функционирования НСПК было создано 10 СПК, в 2015 году – 11 и в 2016 году – еще 7, и эта деятельность продолжаться. Так на заседании рабочей группы НСПК в декабре рассматривались документы о создании нескольких новых СПК, в том числе:

  •  СПК по профессиональным квалификациям в области технического диагностирования, обследования, освидетельствования и экспертизы на базе национального союза саморегулируемых организаций в области промышленной безопасности;
  • СПК по профессиональным квалификациям на морском и внутреннем водном транспорте на базе ОООР «Российская палата судоходства»;
  • СПК в сферах физической культуры, спорта, индустрии туризма, жизнеобеспечения.

Как видно из названия этих СПК, которые только подали документы на рассмотрение в НСПК видно, что подходы к определению видов профессиональной деятельности у них разный от узкоспециалированного, как в СПК по профессиональным квалификациям на морском и внутреннем водном транспорте, до достаточно широкого, как в СПК в сферах физической культуры, спорта, индустрии туризма, жизнеобеспечения. Например, Союз Общественных объединений «Международный комитет Всемирных Юношеских Игр» на базе которого планируется создать этот СПК в пояснительной записке на утверждение СПК указывает: «В составе индустрии туризма можно выделить две составляющие: этопроцесс организации, создания инфраструктуры и реализации туристского продукта, и, непосредственно, обслуживание потребителей туристского продукта(оказание услуг туристам). Таким образом, помимо специалистов сферы обслуживания и гостеприимства (гостиницы, транспорт, общепит), в индустрии туризма задействован широкий спектр специалистов другого профиля -организаторов туристской деятельности. Спортивный туризм как сфера деятельности и отрасль также имеет два направления: спорт и туризм. Туристом является посетитель спортивных мероприятий, болельщик и потребитель услуг» [5].

Вместе с тем, согласно существующему законодательству о туристкой деятельности в Российской Федерации, туристом считается не посетитель спортивных мероприятий, а «лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания»[2].

Для повышения качества работы в области развития профессиональных квалификаций в 2016 году был утвержден ряд документов, регулирующих организацию независимой оценки квалификации в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 238-ФЗ, среди которых:

  • Об утверждении примерного положения о совете по профессиональным квалификациям и порядка наделения совета по профессиональным квалификациям полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности и прекращения этих полномочий(утв. приказом Минтруда России от 19 декабря 2016 г. N 758н
  • Порядок осуществления мониторинга и контроля в сфере независимой оценки квалификации согласно приложению(утв. приказом Минтруда России от 14 декабря 2016 года № 729н).

В рамках контроля Минтрудом России могут проводиться проверки деятельности советов по профессиональным квалификациям и центров оценки квалификаций, а советами – в отношении центров, наделенных полномочиями по оценке квалификаций[4].

Учет мнения регионов в работе Советов по профессиональным квалификациям и формировании Центров оценки квалификаций.

На секции «Формирование независимой оценки квалификаций в индустрии гостеприимства: состояние и перспективы» Гайдаровского форума представитель СПК в индустрии гостеприимства Павел Черных в своем выступлении отметил, что когда он был членом Национального совета и единственный представлял регионы, то обращал внимание Нацсовета на то, что у нас совершенно не учитывается роль регионов при создании СПК. И это совершенно верное замечание, которые было учтено при разработке новых документов, регулирующих деятельность СПК [3].

В уже опоминавшемся Приказе Минтруда «Об утверждении примерного положения о СПК…» N 758н сделан акцент на важном моменте, который безусловно будет способствовать более широкому привлечению региональных специалистов по различным видам профессиональной деятельности. В этом приказе указано на то, что в состав Совета входят представители общероссийских и иных объединений работодателей, ассоциаций (союзов) и иных организаций, представляющих и (или) объединяющих профессиональные сообщества, в совокупности осуществляющие свою деятельность на территориях более половины субъектов Российской Федерации и (или) представляющих более пятидесяти процентов работников, занятых определенным видом профессиональной деятельности, а также представители профессиональных союзов (их объединений), образовательных, научных и других организаций.

Для расширения деятельности в области национальной системы профессиональных квалификаций в регионы ведется большая нормативно-методическая работа. В частности, разработаны и утверждены в НСПК наименования и требования к квалификациям по 271 профстандарту из 746 профстандартов, закрепленных за существующими СПК, что составляет 36% от общего количества профстандартов. Наиболее активно эту работу вел ПСК в сфере атомной энергии, который разработал 212 профквалификаций по 49 профстандартам.

Количество наименований квалификаций и требований у ним, разработанным всеми СПК за 2015-2016 годы, ед. [6]

Количество наименований квалификаций и требований у ним, разработанным всеми СПК за 2015-2016 годы, ед. [6]

Описание квалификаций представляет собой указание следующих характеристик:

  • наименование профессиональной квалификации;
  • наименование и реквизиты профессионального стандарта;
  • уровень квалификации;
  • наименование (по ЕТКС, ЕКС, ОКПДТР) или отраслевым номенклатурам должностей);
  • положения профессиональных стандартов, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации (код (ы) трудовой функции, наименование трудовой(-ых) функции, дополнительные сведения);
  • перечень документов, необходимых для прохождения профессионального экзамена по соответствующей квалификации (для допуска к профессиональному экзамену);
  • срок действия свидетельства о профессиональной квалификации.

Вместе с тем, те описания квалификаций, которые уже утверждены НСПК в ряже случаев вызывают вопросы у профсообщества. Рассмотрим пример по описании. квалификаций в индустрии гостеприимства и туризма на примере квалификаций «Начальник службы гостиничного предприятия или иного средства размещения» и «Директор экскурсионной организации».

Профессиональные квалификации сотрудников индустрии питания, гостеприимства и туризма
(составлено данным Перечня наименований профессиональных квалификаций в индустрии гостеприимства (Приложение 8 к Протоколу заседания Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям от 27 сентября 2016 года № 16)

Снимок экрана 2017-06-02 в 9.05.01

Снимок экрана 2017-06-02 в 9.05.07 Снимок экрана 2017-06-02 в 9.05.12

Из этого описания, очевидно, что образование, указанное у утвержденных Минтрудом профстандартах в общем то совсем не важно. Достаточно пройти программу повышения квалификации (от 16 часов) или профпереподготовку (от 250 часов), чтобы это образование считалось соответствующим данной квалификации.

К сожалению, современная система обучения по программам повышения квалификации и профпереподготовки находится не под таким пристальным вниманием, как высшее или среднее специальное образование, следствием чего большое распространение получают «продажи» документов о прохождении соответствующим программ повышения квалификации и профпереподготовки.

Таким образом можно сделать вывод о том, что определённые и довольно существенные шаги в области формирования национальной системы профессиональных квалификаций и привлечения к этой работе региональных профсообществ за последние годы сделаны. Вместе с тем, не все решения, принимаемые профильными СПК находят поддержку в профессиональном сообществе российских регионов.

Следовательно, важно продолжить работу по информированию регионов о развитии национальной системы профквалификаций и ее отраслевых направлений (деятельности соответствующих СПК), активнее привлекать региональных представителей объединений работодателей, научный и образовательных организаций к совершенствованию нормативно-методических материалов, в том числе за счет использования онлайн мероприятий.

Литература

  1. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (подпункты «в» и «г» пункта 1).
  2. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 N 132-ФЗ (в ред. от 28.12.2016)
  3. Материалы онлайн трансляции секции «Формирование независимой оценки квалификаций в индустрии гостеприимства: состояние и перспективы» Гайдаровского форума 2017 года.
  4. Электронный ресурс: http://nspkrf.ru/news-nspk/item/82-mintrud_npa.html. — Материалы рабочей группы. – Новости. Дата обращения 05.02.2016 г.
  5. Электронный ресурс: http://nspkrf.ru/doc-meetings/2017-1.html — Материалы к заседанию рабочей группы по СПК (декабрь 2016 г.). Дата обращения 05.02.2016 г.
  6. Электронный ресурс http://nspkrf.ru/documents/materialy-natsionalnogo-soveta/17.html — Материалы заседания НСПК 08.12.2016 г. Дата обращения 02.02.2017 г.
Поделиться в соц. сетях: