Участие бизнеса в подготовке и оценке кадров для индустрии питания м гостеприимства

Роль Нацсовета и СПК в индустрии гостеприимства в обеспечении участия бизнеса в подготовке кадров для индустрии питания

Уже больше года функционирует Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (далее Нацсовет).

За это время им было утверждено 20 отраслевых советов по профессиональным квалификациям (СПК), которые должны перспективе стать так называемыми «ответственными организациями», отвечающими за разработку и актуализацию профессиональных стандартов, их практическое применение, в том числе для оценки профессиональных квалификаций по конкретным областям профессиональной деятельности.

Такой ответственной организацией в индустрии гостеприимства является СПК в индустрии гостеприимства, созданный в середине 2014 года на базе НП «Федерация Рестораторов и Отельеров» (далее ФРИО). Кроме того, 27 марта 2015 года Нацсоветом принято решение о создании Комиссии по туризму в рамках СПК в индустрии гостеприимства. Таким образом, сейчас ФРИО является «ответственной организацией» для четырех областей деятельности: индустрия питания, индустрия гостеприимства, туризм и сервис.

Как известно, в 2007 – 2008 годах ФРИО были разработаны профессиональные стандарты и впоследствии были официально внесены в Национальный реестр профессиональных стандартов (Приложение 1 и 2). После принятия Постановления Правительства Российской Федерации «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» №23 от 22.01.2013 г., ФРИО ведется деятельность по актуализации ранее принятых профстандартов в соответствии с требованиями Минтруда.

На начало 2016 года в Минтруде утверждены семь профессиональных стандарта, разработанных ФРИО:

  • «Руководитель предприятия питания» (утвержден Приказом Минтруда России от 07.05.2015 N 281н, зарегистрирован в Минюсте России 26.05.2015 N 37510);
  • «Руководитель/управляющий гостиничного комплекса/сети гостиниц» (утвержден Приказом Минтруда России от 07.05.2015 N 282н, зарегистрирован в Минюсте России 26.05.2015 N 37395);
  • «Сомелье/кавист (утвержден Приказом Минтруда России от 07.05.2015 N 283 н, зарегистрирован в Минюсте России 26.05.2015 N 37396,)
  • «Кондитер» (утвержден приказом Минтруда России от 07.09.2015 N 597н, зарегистрирован в Минюсте России 21.09.2015 N 38940)
  • «Повар» (утвержден Приказом Минтруда России от 08.09.2015 N 610н, зарегистрирован в Минюсте России 29.09.2015 N 39023)
  • «Официант/бармен». (утвержден Приказом Минтруда России от 01.12.2015 N 910Н, зарегистрирован в Минюсте России 25.12.2015 N 40269).
  • «Пекарь» (утвержден Приказом Минтруда России от 01.12.2015 N 914Н. зарегистрирован в Минюсте России 25.12.2015 N 40270).

Усилиями рабочих групп Нацсовета при непосредственном участии представителей всех СПК были разработаны и утверждены организационно-методические рекомендации, создающие правовую основу, необходимую для развития национальной системы независимой оценки квалификаций (НОК) и профессионально-общественной аккредитации (ПОА) образовательных программ. Все эти документы находятся в открытом доступе на сайте Нацсовета (например, Методические материалы по оценке профессиональных квалификаций представлены на сайте Нацсовета: http://nspkrf.ru/about.html — справа вкладка «Документы»)
В настоящее время в Нацсовете утверждены следующие организационно-методические документы в целях формирования системы независимой оценки квалификации:
Типовые требования к центру оценки квалификаций

  • Типовой порядок отбора и прекращения полномочий центра оценки квалификаций
  • Типовые требования к членам квалификационной комиссии центра оценки квалификаций
  • Методика определения стоимости работ по оценке квалификаций
  • Типовые требования к апелляционной комиссии совета по профессиональным квалификациям по рассмотрению апелляций к центрам оценки квалификаций.

В эти типовые положения каждое СПК имеет право внести свои небольшие изменения с соответствии со спецификой конкретной области деятельности и утвердить их в Нацсовете.

Процедура прохождения независимой оценки квалификаций.
Рассмотрим процедуру прохождения соискателями независимой оценки квалификаций.
В утвержденном Нацсоветом документе «Типовые требования к центру оценки квалификаций» указано, что Центр оценки квалификаций (ЦОК) – юридическое лицо или его структурное подразделение, прошедшее отбор советом по профессиональным квалификациям и наделенное полномочиями для проведения независимой оценки квалификаций. Такие организации получают документ, выдаваемый советом по профессиональным квалификациям, подтверждающий прохождение организацией отбора для проведения независимой оценки квалификаций и полномочия центра оценки квалификаций в установленной области деятельности.

Таким образом, независимую оценку сотрудников индустрии питания, гостеприимства, сервиса и туризма могут проводить только те организации, которые прошли отбор в СПК в индустрии гостеприимства. По результатам такого отбора эти организации получают право на проведение независимой оценки квалификаций сотрудников на определенную одну или несколько сфер деятельности, отнесенных к компетенции данного СПК.
Важным условие успешного прохождения отбора ЦОКов в СПК в индустрии гостеприимства является их соответствие требованиям, указанным в Типовых требованиях к центру оценки квалификаций. Особое значение имеет выполнение требований по материально-технической базе ЦОК и по наличию сотрудников, прошедших обучение по программе подготовки экспертов «Подготовка экспертов общероссийской системы независимой оценки квалификаций» (первая группа экспертов подготовлена 16-18 декабря 2015 года в Москве). После того, как специалист в индустрии гостеприимства получает соответствующий документ о прохождении обучения по такой программе, он может обратиться в СПК в индустрии гостеприимства и пройти аттестацию (тест из 20 вопросов и личное собеседование). Только после этого сведения о нем вносятся в Федеральный реестр по оценке профессиональных квалификаций (далее Федеральный реестр), сайт которого сейчас разрабатывается в Нацсовете.
Любой соискатель, который хочет подтвердить свою квалификацию в той или иной сфере деятельности, имеющей отношение к индустрии сервиса и гостеприимства, может обратиться либо напрямую в СПК в индустрии гостеприимства, либо в любой из ЦОКов, получивших такое право от СПК в индустрии гостеприимства (информация о них также будет представлена на сайте ФРИО и Федерального реестра).
Прежде всего, соискатель должен ознакомиться с требованиями, предъявляемыми к соискателям по различным областям профессиональной деятельности в индустрии гостеприимства, а также со списком документов, которые он должен представить в ЦОК, и скачать бланки этих документов с сайта ЦОКа.
Соискатель, представивший все необходимые документы, допускается к сдаче квалификационного экзамена, состоящего из двух частей: устный или письменный экзамен в виде теста и практический экзамен на заявленный уровень квалификации.
Необходимыми условиями для получения свидетельства о квалификации являются:

  • полностью оформленные заявочные документы;
  • сведения об оплате услуги оценки квалификации;
  • успешно сданные квалификационные экзамены (теоретический и практический).

Процедура сдачи квалификационного экзамена включает в себя тестовую часть (оценка знаний) и практическую (демонстрация профессиональных умений и навыков).

Экзамен проводит экзаменационная комиссия. Численность членов комиссии в СПК в индустрии гостеприимства составляет три человека, из числа тех, кто включен в Федеральный реестр, как эксперт по НОК, аттестованный в СПК индустрии гостеприимства. В состав экзаменационной комиссии обязательно входят:

  • представитель Совета по профессиональным квалификациям в индустрии гостеприимства или уполномоченное им лицо – представитель работодателей;
  • эксперт-практик в профессиональной области деятельности;
  • представитель системы образования или ассоциаций (союзов и т.п.) по областям профессиональной деятельности.

По итогам прохождения оценки квалификаций специалист получает документ, подтверждающий его квалификацию (свидетельство) через 10 рабочих дней после последнего дня экзамена. Для этого он должен явиться в Центр оценки квалификации с документом, подтверждающим его личность (паспорт, водительские права). По желанию соискателя его свидетельство может быть выслано заказным письмом по почте на заранее указанный адрес.
В случае если соискателю срочно необходимо подтверждение об успешной сдаче квалификационного экзамена (например, для работодателя), то по его просьбе выписывается соответствующая справка.
Все соискатели, успешно прошедшие независимую оценку профессиональных квалификаций также вносятся в Федеральный реестр по НОК.
Участие бизнеса в подготовке кадров для индустрии гостеприимства
Помимо оценки профессиональных квалификаций Нацсовет занимается также вопросами проведения профессионально-общественной аккредитации (ПОА) образовательных программ.
Профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ по сервису и гостеприимству также могут проводить только те организации, которые прошли аккредитацию в СПК в индустрии гостеприимства.
В настоящее время, важнейшей целью проведения ПОА в индустрии сервиса и гостеприимства является поддержка именно тех образовательных организаций, которые готовят кадры, востребованные в регионе. Эти колледжи и вузы будут получать дополнительные бюджетные места, т.к. наличие свидетельства о ПОА является одним из важных условий, учитываемых при распределении контрольных цифр приема.

Проблемы и перспективы взаимодействия бизнеса и образования
К сожалению, пока бизнес и образование в большей степени находятся не вместе, а параллельно: образование готовит кадры по Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС), а работодатели ждут, когда студенты закончат образование и придут к ним, подготовленные в соответствии с их требованиями, а не некоего ФГОС, который мало кто из работодателей видел.
В итоге идут взаимные упреки. Работодатели говорят: подготовили не так, как нам надо и теперь этих выпускников надо доучивать. Представители образовательных организаций жалуются на то, что их Министерство образования и науки (Минобрнауки) заставляет привлекать в учебный процесс практиков (по многим ФГОС высшего образования их доля должна быть не менее 10% от общего количества преподавателей, участвующих в конкретной образовательной программе), а работодатели не идут, т.к. предлагаемая им оплата труда их совершенно не устраивает.
То есть получается, что единственной организацией, которая насильственно заставляет работодателей и образование объединяться, сейчас является Минобрнауки. Ни один ФГОС не принимается Минобрнауки к утверждению, если в его разработке не принимали участие работодатели, ни на одну образовательную программу не будет открыт набор, если она не будет утверждена работодателями. Также, как было уже отмечено выше, работодатели должны участвовать в образовательном процессе, в защитах выпускных квалификационных работ, причем во многих колледжах теперь обязательное условие о том, что работодатель должен быть не просто членом, а председателем государственной аттестационной комиссии.
Но что происходит на практике? Разработчики ФГОСов и образовательных программ приглашают в качестве работодателя своего выпускника, у которого есть, например, маленькое кафе, и он не глядя подписывает все, что ему дадут на подпись. Получается, как говорил Ленин: формально правильно, а по существу издевательство.
Сложные экономические времена, которые переживает сейчас наша экономика и сфера услуг в частности (хотя трудно вспомнить, когда у нас таких времен не было), вероятно все-таки приведут к осознанию того, что бизнес должен сам начать формировать социальный запрос на то, какие именно выпускники, с какими компетенциями им нужны. Причем этот запрос должен отражать особенности каждого конкретного региона. А это возможно только в том случае, если работодатели начнут участвовать в разработке образовательных программ, приходить в вузы хотя бы на мастер-классы, пусть и практически на волонтерских условиях (кстати, это хорошая возможность привлечения наиболее способных студентов, на практику, а затем и на постоянную работу).
Свою роль в процессе совершенствования подготовки кадров для индустрии питания и гостеприимства должна стать и профессионально-общественная аккредитация образовательных программ со стороны профсообщества. Так как требования сейчас достаточно жесткие, а репутационные риски у СПК в индустрии гостеприимства велики, то можно быть уверенным в том, что это не станет процессом «штамповки» сертификатов, а позволит выявить действительно наиболее достойные образовательные организации, которым Минобрнауки будет оказывать поддержку в виде предоставления контрольных цифр приема, т.е. бюджетного финансирования.

Зайцева Наталия Александровна, ZaitsevaNA@bk.ru

член СПК в индустрии гостеприимства

Приложение 1

Снимок экрана 2016-01-18 в 12.01.43 Снимок экрана 2016-01-18 в 12.01.55

Поделиться в соц. сетях: