Профессиональные стандарты: на время или навсегда?

К вопросу об оценке целесообразности применения профессиональных стандартов на примере индустрии туризма и гостеприимства

Зайцева Н.А.

Продолжая серию статей о разработке и применении в нашей стране профессиональных стандартов, ранее опубликованных в журнале «Российские регионы: взгляд в будущее» [9, 10 и другие], рассмотрим, какие изменения произошли за прошедший период и каковы перспективы развития национальной системы профессиональных квалификаций в России, а также представим разные точки зрения экспертов по тому, является ли процесс разработки и применения профстандартов временной акцией или это долгосрочная стратегия перестройки всей системы подготовки и повышения квалификации кадров российской экономики.

Итоги реализации Указа Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 2012 года.

За период, прошедший с принятия «майских указов» Президента РФ[1], была проведена большая работа по созданию национальной системы профессиональных квалификаций:

— В апреле 2014 года Указом Президента РФ был создан Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (далее — Нацсовет), являющийся консультативным органом при Президенте Российской Федерации, образованным в целях рассмотрения вопросов, касающихся создания и развития системы профессиональных квалификаций в Российской Федерации (ссылка на информацию о Нацсовете: http://nspkrf.ru/about.html);

— По состоянию на август 2016 года создано 26 Советов по профессиональным квалификациям (далее – СПК), являющихся «ответственными» организациями за разработку (в большинстве случаев) и применение профессиональных стандартов по виду профессиональной деятельности, соответствующему профилю СПК (ссылка на актуальный список СПК: http://nspkrf.ru/soveti.html);

— Разработано и утверждено в Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации (далее – Минтруд) 818 профессиональных стандартов (актуальный на 18.08.2016 г. реестр профстандартов по ссылке: http://profstandart.rosmintrud.ru/nationalnews/29812/).

Каждый СПК ведет следующую работу в рамках реализации задач, указанных в Положениях о СПК:

мониторинг соответствующего рынка труда по закрепленным за ними видам профессиональной деятельности, в том числе появления новых профессий, изменений в наименованиях и перечнях профессий,

разрабатывает новые и проводят актуализацию профстандартов, ранее утвержденных Минтрудом, в связи с изменениями законодательства и требований рынка труда;

разрабатывает отраслевые рамки квалификаций и способствуют применению;

устанавливает требования для подтверждения профессиональной квалификации, организует, координирует и контролирует деятельность по оценке и присвоению профессиональных квалификаций в областях профессиональной деятельности, соответствующих профилю СПК и т.д.

Кроме того, принят ряд законопроектов, которые создают необходимую нормативную базу для создания и развития национальной системы профессиональных квалификаций [2,3,4,5].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что за период с мая 2012 года по первую половину 2016 года проделана большая работа в части разработки и применения профессиональных стандартов, на которую в том числе потрачены бюджетные средства. Теперь встает вопрос: «Будет ли этот проект долгосрочным или же это временное явление, которое сейчас просто переживает свой пик жизненного цикла?» Для ответа на этот вопрос обратимся к зарубежному опыту и мнению различных экспертов.

Зарубежный опыт применения профессиональных стандартов.

Ранее в статье «Стандартизация деятельности как инструмент коммуникации современного бизнеса» [10, с. 63-64] уже описывался европейский опыт разработки и применения профессиональных стандартов. В данной статье хотелось бы привести мнение Тревора Бутала об угрозах национальной системе профквалификаций, которое он высказал на конференции «Международная и российская практика применения профессиональных стандартов в управлении персоналом и образовании» 20-21 апреля 2016 года.

Но прежде хотелось бы кратно остановиться на опыте Тревора Бутала в этой области. Он является соавтором работы «Руководство по развитию национальных профессиональных стандартов», изданного Британской Комиссией по трудоустройству и навыкам, а также сборника «Критерии качества для развития национальных профессиональных стандартов в Индии», опубликованного Международным Сообществом Советов по отраслевым навыкам, консультантом Британской Комиссии по трудоустройству и навыкам в разработке стратегии развития национальных профессиональных стандартов до 2020 года. Также Тревор разрабатывал стандарты коучинга руководящих работников и являлся ключевым оценщиком Школы Коучинга в Милане. За свою профессиональную деятельность Тревор создал профессиональные стандарты для различных отраслей бизнеса, образования, медицины, правительственных и судебных систем. Опыт его работы в международной сфере профессиональных стандартов – более 30 лет.

Выступление Тревора Бутала, международного эксперта по профессиональным стандартам на конференции «Международная и российская практика применения профессиональных стандартов в управлении персоналом и образовании» 20-21 апреля 2016 года

Выступление Тревора Бутала, международного эксперта по профессиональным стандартам на конференции «Международная и российская практика применения профессиональных стандартов в управлении персоналом и образовании» 20-21 апреля 2016 года

По мнению Тревора Бутала, основной угрозой национальной системе профессиональных квалификаций как долгосрочному или даже бессрочному государственному проекту является смена правительства. На конференции он привел несколько примеров того, как при смене правительства в различных странах менялось отношение к этому проекту и он либо терял свою актуальность на национальном уровне, либо преобразовывался в другие формы проектов.

Есть все основания считать, что в нашей стране такая угроза в настоящее время отсутствует, а, следовательно, можно предположить, что проект создания российской системы национальных квалификаций, если не бессрочный проект, то по крайней мере достаточно длительный. Тогда встает второй вопрос: что этот проект дает государству, бизнесу и, в конце концов, каждому гражданину?

Значение национальной системы профессиональных квалификаций для развития экономики и общества Российской Федерации: мнения экспертов.

По мнению эксперта по профстандартам Н. Галузинской, современный тренд в нашем обществе — трансформация смыслов, новые взаимосвязи, взаимоотношения и механизмы регулирования рынка труда[8]. Если сейчас у нас есть биржа рабочей силы, на которой находятся, условно говоря, «лишние» люди, то внедрение национальной системы профквалификаций позволит создать биржу компетенций и квалификаций, на которой будут «нужные» люди. Это возможно за счет интеграции усилий рынка труда и системы подготовки кадров для создания профессионально-территориальной инфраструктуры управления формированием, обеспечением и сопровождением жизненного цикла стандартов компетенций.

Н. Галузинская выделила несколько трендов в развитии компетентностного подхода в мире [8]:

  • «ускорение темпов смены профессий. Смена профессий: 1980-х – 2 профессии в течение жизни, в 2000-х – 4-5 профессий, к 2030 – 7-8 профессиональных профилей). До 1000 новых профессий-профилей в год;
  • стандартизация требований в профессиях для выявления «творческих» и «производственных» компетенций (выделение hard (жесткие, стандартизированные) и soft (мягкие, гибкие) компетенций);
  • вытеснение hard компетенций человека из производства (автоматизация, компьютеризация, роботизация…)».

Создаваемая в РФ национальная система профквалификаций, по мнению этого эксперта, позволит ликвидировать существующие сейчас «разрывы» между системой государственного ипрофессионального регулирования рынка труда; уровнями рынка труда: национальным, международным, отраслевым/межотраслевым и корпоративным; научными и практическими научными школами.

По мнению другого эксперта – В. Васиной, менеджера проектов попрофессиональным стандартам в области HR, национальная система квалификаций и компетенций в РФ — сбалансированная система между государством, бизнесом и гражданами, позволяющая быстро и эффективно формировать для экономики высококвалифицированные кадры с заданным набором квалификаций и компетенций, необходимых для повышения глобальной конкурентоспособности российских компаний [7]. Поэтому ключевыми задачами по созданию национальной системы профквалификаций являются:

  • описание профессий, квалификаций (профессиональные стандарты и квалификационные требования);
  • предоставление соответствующего обучения (образовательные программы и программы обучения, основанные на профстандартах);
  • признание квалификаций работника через профессиональные экзамены (отраслевые профессиональные системы оценки и присвоения квалификации).

Эксперт по вопросам трудового законодательства В. Митрофанова в эфире радио «Комсомольская правда»[12] обратила внимание на то, что профстандарты будут разрабатываться еще 2,5 года, но при этом все равно не стоит задача охватить все профессии — сейчас это в основном рабочие профессии и частично специалисты. Кроме того, профстандарт — абсолютно живой механизм – он должен по регламенту пересматриваться минимум раз в 5 лет, либо актуализироваться по мере необходимости. По мнению этого эксперта, основной посыл в разработке профстандартов — совершенствование системы подготовки кадров. Уже обучаясь в колледже или вузе, человек, ознакомившись с профстандартами, будет понимать, какие требования к нему будут предъявляться на работе по данной профессии. Поэтому задача профстандарта – помочь с выбором профессии, принятием решения о профессиональном росте. Что касается роли профстандартов для работодателя, то, по мнению В. Митрофановой, профстандарт — это скорее ограничение или ориентир в части того, кого он может принять на работу. А специалисту, находящемуся в поиске работы, обязательно надо ознакомиться с соответствующим профстандартом на предмет содержащихся в них требований к уровню образования, стажу работы, знаниям и умениям.

Результаты работы СПК в индустрии гостеприимства по созданию отраслевой системы квалификаций.

Помимо уже утвержденных восьми профстандартов в индустрии питания, гостеприимства и туризма (с полным текстом этих профстандартов можно ознакомиться по ссылке: http://kadryfrio.ru/spk/profession-standards/approved/), в настоящее время СПК в индустрии гостеприимства, созданный в середине 2014 года на базе НП «Федерация Рестораторов и Отельеров» (далее ФРИО), проводит работу по актуализации этих стандартов (при необходимости) и разработке трех новых профстандартов: «Специалист по формированию, продвижению и реализации туристического продукта», «Специалист по приему и размещению гостей», «Горничная».

За последний год СПК в индустрии гостеприимства многое сделал для создания условий применения профстандартов в индустрии питания, гостеприимства и туризма, а также в системе подготовки кадров для этих видов профессиональной деятельности:

ведется работа по формированию оценочных средств и созданию первых центров оценки квалификаций;

в стадии завершения находится разработка отраслевой рамки в индустрии питания, гостеприимства и туризма;

начата работа по описанию профессий в индустрии питания, гостеприимства и туризма;

проведено в Российской академии народного хозяйства и госслужбы пять обучающих программ и подготовлены на них более 50 экспертов по профессионально-общественной аккредитации образовательных программ и по профессиональной оценке квалификаций;

ведется активная работа с ФУМО по высшему образованию и СПО по сервису в части актуализации федеральных образовательных стандартов.

Разработка отраслевой рамки квалификаций для индустрии питания, гостеприимства и туризма.

По мнению разработчика отраслевой рамки квалификаций для индустрии питания, гостеприимства и туризма Иваны Табачниковой, управляющего партнера Premier-Deal Hospitality, члена СПК в индустрии гостеприимства, профессиональные стандарты по своей сути заставят отельеров больше узнавать, разбираться в трендах, в законах[11].

Так как разработка отраслевой рамки – процесс новый, то существует множество сложностей в том, как правильно назвать профессии, расположить их по уровням квалификации, какое предусмотреть образование для каждого квалификационного уровня (ориентируясь, конечно, на требования Минтруда[6]). Именно поэтому вопросам разработки отраслевой рамки квалификаций для индустрии питания, гостеприимства было посвящено несколько заседаний СПК в индустрии гостеприимства.

Заседание СПК в индустрии гостеприимства по обсуждению проекта отраслевой рамки квалификаций

Заседание СПК в индустрии гостеприимства по обсуждению проекта отраслевой рамки квалификаций

В результате таких обсуждений было выявлено, что переход сотрудника на более высокий уровень квалификации означает, что нужно отработать на предыдущем определенное количество лет. То есть нельзя защитить в Центре оценки квалификаций пятый уровень и через год пойти на шестой. При этом возможны разные карьерные траектории. Например, карьерный путь повара может проходить по любому из трех ниже представленных вариантов.

Проект схемы карьерного пути повара

Проект схемы карьерного пути повара

И. Табачникова в интервью Hotelier.PRO так оценила роль профстандартов и профсообщества: профстандарты – это наша данность, которую мы сейчас должны максимально приблизить к реалиям, чтобы нам это помогало [11].

Роль профессионального сообщества в разработке профессиональных стандартов для индустрии гостеприимства.

Для того чтобы профессиональные стандарты действительно соответствовали требованиям рынка труда для всей страны, важно проводить широкие общественные обсуждения проектов профстандартов.

СПК в индустрии гостеприимства регулярно проводит такие обсуждения, на которых проводится корректировка (порой достаточно существенная) разработанных проектов профстандартов.

Обсуждение проектов профстандартов «Специалист по формированию, продвижению и реализации туристического продукта», «Специалист по приему и размещению гостей», «Горничная» 11 августа 2016 года

Обсуждение проектов профстандартов «Специалист по формированию, продвижению и реализации туристического продукта», «Специалист по приему и размещению гостей», «Горничная» 11 августа 2016 года

В результате обсуждения 11 августа 2016 года членами СПК в индустрии гостеприимства и приглашенными экспертами проектов вышеуказанных профстандартов был принят ряд важных решений:

  • изменить уровень квалификации горничной на первый, т.к. это в большей степени соответствует требованиям Минтруда [6]: требования к образованию – краткосрочное обучение или инструктаж, характер умений – выполнение стандартных заданий (обычно физический труд);
  • согласиться с предложением экспертов из Минтруда об изменении названия профстандарта «Специалист по приему и размещению гостей» на «Работник по приему и размещению гостей», т.к. специалистом считается тот, у кого как минимум есть среднее специальное образование, а для большинства профессий из этого стандарта такое образование не требуется;
  • согласиться с большей частью замечаний экспертов из Минтруда по содержанию профстандарта «Горничная».

Таким образом, подводя итог исследованиям экспертных оценок относительно целесообразности применения в российской экономике профессиональных стандартов, как в целом, так и в индустрии питания, туризма и гостеприимства, можно сделать следующий вывод: формируемая в настоящее время национальная и отраслевая система квалификаций может стать действительно важным стратегическим проектом, способствующим повышению конкурентоспособности российской экономики.

Литература

  1. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (подпункты «в» и «г» пункта 1).
  2. Федеральный закон «О независимой оценке квалификаций»№ 128-ФЗ от 03.07.2016 г.
  3. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 487-р от 31 марта 2014 г. «Комплексный план мероприятий по разработке профессиональных стандартов, их независимой профессионально-общественной экспертизе и применению на 2014 — 2016 годы»
  4. Распоряжение Правительства РФ от 14 мая 2015 года № 881-р «Об утверждении плана-графика создания сети независимых центров сертификации профессиональных квалификаций»
  5. Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 г. № 584«Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности»
  6. Приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов
  7. Васина В. Презентация «Национальная система квалификаций и компетенций в РФ» на конференции «Международная и российская практика применения профессиональных стандартов в управлении персоналом и образовании» 20-21 апреля 2016 года
  8. Галузинская Н. Презентация «Профессиональный стандарт для директора по персоналу: об HRD – функции в системе квалификаций» на конференции «Международная и российская практика применения профессиональных стандартов в управлении персоналом и образовании» 20-21 апреля 2016 года
  9. Зайцева Н.А. Практические аспекты информирования профессионального сообщества о разработке и применении профессиональных стандартов в индустрии гостеприимства. Российские регионы: взгляд в будущее. 2016. Т. 3. № 2,с. 92-108
  10. Зайцева Н.А.Стандартизация деятельности как инструмент коммуникации современного бизнеса. Российские регионы: взгляд в будущее. 2015. Т. 2. №4 (5), с. 62-76
  11. http://hotelier.pro/personal/item/1656-tabachnikova -Профессиональные стандарты: как соединить квалификацию с классификацией.
  12. http://www.kp.ru/radio/26548/3564225/ — Чего ждать от внедрения профстандартов.
Поделиться в соц. сетях: