Мир цыган — параллельный мир

Любой этнос по отношению к общности есть параллельный мир

Джанджугазова Е.А., Пятнов П.В.

…Согласно легенде, Бог подарил цыганам всю Землю. У этого народа нет географической родины, зато есть общий для всех закон. Только тот, кто его соблюдает, может назвать себя цыганом.

Сегодня цыгане — это множество этносов, которых объединяют общее индийское происхождение и кочевой образ жизни, с которым почти все они расстались в прошлом веке. Численность цыган составляет около 10 млн. человек. Этот народ подобен пестрому лоскутному одеялу, где каждый лоскут представляет собой отдельную этническую группу1. Так венгерских цыган называют Ромунграми, итальянских зовут Синти, цыгане из Восточной Европы – Кэлдэрари, из Финляндии – Кале, испанские и португальские цыгане – Кале, английские – Романичалы, французские – Мануш и т.д. Большинство цыган говорят на языке Романес, который относится к новоиндоарийской группе индо-европейских языков, сами же цыгане называют себя «Рома», что в переводе означает «человек».

Путь цыган в Европу из Индии, которую они покинули в Х веке лежал через Персию и Армению, где они прославились как акробаты, музыканты и дрессировщики лошадей. В XIV веке цыгане появляются в Византии и оттуда расходятся по всей Европе. Судьба цыганского народа не простая. За долгие столетия на их долю выпали тяжелые испытания: они голодали, изгонялись из городов и деревень, ими пренебрегали, их уничтожали в фашистских гетто. Целых пять веков этот народ находился на правах крепостных в Румынии и Молдове. Получив свободу в 1864 году, большинство молдавских цыган мигрировало в Россию и Украину, часть из них перебралась через океан в Северную и Южную Америку.

Цыганский табор

Цыганский табор

Цыгане, живущие в разных странах, живут по-разному и по-разному зарабатывают на жизнь. Очень часто они хранят традиции тех стран, где они поселились. Так финские цыганки «кале» – единственные кто носит тяжелые бархатные платья, когда-то столь популярные в исконных финских селах. Это один из многих парадоксов цыганского народа, отличающегося такой путаной самоидентификацией, легко меняющего свой облик от деревни к деревне и в то же время обладающего стойким цыганским духом – свободолюбивым и мобильным. В России живут около двадцати цыганских народностей. Все цыгане, независимо от своей этнической принадлежности и страны проживания, соблюдают ряд общих правил, которые называются «Цыганским Законом». Носителем этого закона считается сам цыганский народ. Иногда под этим Законом понимают некий свод правил и обычаев, но это определение не только не точное, но и ошибочное.

Цыганский Закон (Романо Законно) – это правила, общие для всех цыган, обычаи у каждой народности свои, но все они опираются на Цыганский Закон. Сам Закон является основной частью «Романипэ», того, что делает цыгана цыганом. Объяснить что такое Романипэ так же трудно, как объяснить, что такое «загадочная русская душа». Это понятие сложное и неоднозначное, включающее в себя помимо Закона (как общего свода правил) еще и особый образ жизни, мировоззрение, набор личных качеств, необходимых для того, чтобы называться цыганом, а главное – желание быть таковым!

Вообще о «Цыганском Законе ходит много легенд. В частности многие думают, что он предписывает цыганам обманывать нецыган. На самом деле это не так. В первую очередь Закон регулирует отношения цыгана к другим цыганам. Например, отношение между детьми и родителями, старшими и младшими поколениями, мужчиной и женщиной. Практически все эти негласные предписания касаются обустройства цыганского быта. Тема взаимоотношений с «гадже» (нецыганами) или чужаками в нем почти не затрагивается, хотя и даются некоторые предписания, но в целом самым главным считается правило, что при отношениях с нецыганами цыган должен придерживаться правил, законов и ограничений нецыганского общества, то есть уважать чужие законы!

В «Романо Законо», табу на убийства, грабежи, насилие распространяется на всех людей, невзирая на национальности, также как и правила гостеприимства. Хотя в цыганском сознании существует четкое разделение на два мира – «Рома» (свои) и «Гадже» (чужие), в общечеловеческом смысле, Все Мы – люди, веками живущие рядом! Конечно, мир цыган и мир нецыган никогда не пересекается – это параллельные миры! У каждого мира свои законы и правила, но кто мешает им вести живой и полезный диалог, чтобы избавиться от навязчивых фобий и вредных мифов.

Наши представления о цыганах очень поверхностны, а суждения порой крайне полярны и колеблются от излишней романтической мифологизации до полного неприятия, сопровождающегося рассуждениями о «жалкой участи» этого «народа — отщепенца» не влившегося в русло цивилизации. Кочевая жизнь цыган со стороны всегда казалась романтичной, этому способствовали яркие цыганские кибитки (вардо), пестрая одежда и чуть диковатый, но притягательный колорит цыганской жизни. Вместе с тем цыганам – этим «вечным бродягам» доставляло удовольствие вызывать у окружающих народов благоговейное изумление, оно подчеркивало их некую избранность и даже отсутствие собственной территории указывало на особенные качества цыганского народа.

Одна из легенд гласила о том, что Бог цыган особенно полюбил за их веселье и талант и потому не стал привязывать к клочкам земли, как другие народы, а подарил для жизни весь мир. Потому цыгане и кочевали — чтобы сполна воспользоватьсядаром Господа…

Сегодня цыган можно встретить, пожалуй, на всех материках (кроме Антарктиды).

Цивилизованный образ жизни, который ведут почти все современные народы, дал им блага и удобства, но почти полностью лишил интуитивного восприятия метафизической картины мира. Цыгане же такого восприятия мира никогда не теряли, существуя в живой природе не как ее хозяева, а как ее дети, любящие своих родителей безусловной любовью.

Вместе с тем, цыгане весьма постоянны в выборе профессии и следуя традиционной приверженности к кастовому принципу, стараются занять определенные профессиональные ниши.

С точки зрения цыган есть «приличные» и уважаемые цыганские профессии, к ним можно отнести: кустарные ремесла, музыка, танцы, театральное и цирковое искусство, торговлю, дрессировку животных, коневодство, попрошайничество.

К слову сказать, цыгане активно осваивают и современные виды бизнеса, лежащие в рамках «приличных» профессий. Например, шоу-бизнес, инженерное дело, вождение автомобиля и др. Однако у разных этнических групп цыган есть свои профессиональные предпочтения, обычно это целые трудовые династии. Цыганская молодежь охотно продолжает семейное дело. Так что этот уникальный народ «без родины» сам образующий обособленную этническую группу очень неоднороден внутри и разделен на профессиональные сообщества или касты. Каждая этническая группа считает свою профессию главной, и, безусловно, лучшей для цыган и каждая этническая профессиональная группа беззлобно высмеивает другую. Так артисты подсмеиваются над торговцами, которые в свою очередь подшучивают над кузнецами, а те не прочь пошутить над шоферами и так по кругу.

Из всех этнических групп цыган, проживающих в России, две из них словно находятся на разных полюсах. Одни остаются верны цыганскому образу жизни, другие активно включились в современный социум.

К первой группе относятся котляры или кэлдэрары, которые пришли из Румынии, их традиционным ремеслом считается работа с металлом. Они консервативны и ревностно охраняют традиции. Женщин-котлярок легко узнать в толпе, их отличают непременные косы, широкий фартук, цветастый платок и вечно звучащая фраза: «Давай погадаю». У котляров всегда много детей – это показатель высокого статуса семьи. Свадьбы играют рано и денег на них не жалеют, ведь «цыганская свадьба» — это самое большое торжество. Живут котляры, как и их далекие предки просто, поддерживая тесные связи и помогая друг другу.

Вторая группа – русска рома, они составляют основную часть российских цыган. Эта этническая группа обосновалась на территории России, отмежевавшись от польских цыган, которые пришли на нашу территорию около трехсот лет назад. Уже в XIX веке русских цыган можно было встретить практически во всех слоях общества, они очень быстро интегрировались в жизнь русского общества, охотно учились. Уровень образования русска рома был достаточно высоким. Даже кочевые представители русских цыган владели грамотой.

Можно сказать, что русска рома – это особая каста, они не живут табором, хотя любят и почитают свои семьи, успешно работают, хотя большинство по-прежнему привязаны к «приличным» цыганским профессиям. Они не носят традиционных широких цыганских рубах и длинных пышных юбок, но предпочитают одеваться ярко, дорого и празднично.

Русска рома в большинстве своем дружелюбны и гостеприимны их отношения к нецыганам корректны, но вместе с тем они не меньше других этнических групп борются за сохранение родной культуры, традиций и языка. Русские цыгане гордятся своей богатой музыкальной культурой, глубокими театральными традициями и по праву считают себя интеллектуальной и творческой элитой цыганского народа.

Артистический и музыкальный талант цыган навеял интересные образы в литературе, музыке, кинематографе: роковая красавица Кармен у Проспера Мериме, мудрый цыган Мелькиадес в романе Габриэля Гарсия Маркеса «Сто лет одиночества», пламенный юноша Алеко в поэме А.С.Пушкина «Цыганы», обаятельный и сильный Будулай в культовом кинофильме А.Бланка «Цыган». Но, пожалуй, одним из самых интересных воплощений живого и искрометного цыганского таланта является знаменитый театр «Ромэн, созданный в 1931 году и находящийся сегодня в здании, где в прошлом был знаменитый ресторан «Яр» — один из центров цыганской народной музыки и танца.

Из истории театра «Ромэн»

У истоков театра…

В 1930 году в среде московской интеллигенции возникла идея создания цыганского театра, которую поддержал и А. В. Луначарский. В конце января 1931 года состоялось торжественное открытие театральной студии, которая уже через месяц показала свою первую работу – представление в двух частях. Первая – обозрение «Атася и дадывес» («Вчера и сегодня») Э. Шолоха, вторая – инсценированные песни и пляски под общим названием «Этнографический показ». Режиссером – постановщиком первой работы студии был М. Гольдблат, композитором – С. Бугачевский, который и заложил основу музыкальной культуры будущего театра «Ромэн». Более чем за три десятка лет Богачевский создал основу музыкального репертуара театра. Запоминая и записывая самобытные цыганские напевы он составил сборник «Цыганские народные песни и пляски», наиболее полно отразивший особенности музыкально-поэтического творчества различных этнических групп российских цыган. После премьерного показа музыкально-драматического спектакля по пьесе Александра Германо «Жизнь на колесах», студию переименовали в цыганский театр «Ромэн», первым директором которого стал Георгий Лебедев. 

Период становления первого в мире цыганского театра

В 1937 году «Ромэн» возглавил актер МХАТа Михаил Яншин, который существенно пополнил репертуар театра произведениями русской и зарубежной классики, спектакли стали играть на русском языке, что значительно расширило зрительскую аудиторию театра. Большой знаток и ценитель цыганского искусства, таборной песни М. Яншин стремился сделать «Ромэн» театром «серьезного содержания, соединить фольклор с большой драматургией». С этой целью он привел за собой мхатовских режиссеров Б. Вершилова, П. Лесли, В. Сахновского, которые помогали цыганским актерам добиваться необходимого синтеза глубокого содержания, песни и танца. Эти принципы, осуществленные М. Яншиным в его постановках спектаклей «Цыгане» по А. Пушкину, «Макар Чудра» по М. Горькому, «Кровавая свадьба» и «Чудесная башмачница» по пьесам Г. Лорки, на долгие годы становятся основой художественного развития театра. А спектакль «Кровавая свадьба» до сих пор является одной из вершин художественной истории театра «Ромэн». 

Театр в трудные годы

Свыше пятнадцати лет отдал «Ромэн» профессор Московской консерватории П.С. Саратовский (1941-1957 гг.) Под его руководством «Ромэн» работал четыре военных года. Во время Великой Отечественной войны артисты жили одной жизнью со всем народом. Они выступали в госпиталях и мобилизованных пунктах, выезжали на передовые позиции Южного фронта, играли прямо в землянках и блиндажах. В 1943 году «Ромэн» побывал на Дальнем Востоке, показывал свои спектакли морякам Тихоокеанского флота, трудящимся Забайкалья. За годы войны было дано 1200 спектаклей, 700 шефских концертов. Символично, что советское небо защищал и тяжелый бомбардировщик «Ромэновец», построенный на средства, собранные театром. 

Театр «Ромэн» в настоящее время

Сегодня театр «Ромэн» для цыган всего мира стал подлинным центром цыганской национальной культуры. Но в свои 80 лет, театр по-прежнему молод, он продолжает творить, осваивать новые высоты, каждой новой работой доказывая, что славному и сильному духом коллективу многое по плечу. В репертуаре театра сегодня более 15 спектаклей от классики до современной драматургии. Некоторые спектакли живут не один десяток лет, другие же появились совсем недавно. Ежегодно театр радует зрителей своими премьерами. Современный зритель по-прежнему любит «Ромэн»! Его привлекает яркость, национальный колорит и особая энергетика театра.

Николай Сличенко

Николай Сличенко

Хранитель театральных традиций «Ромэн»

Вот уже более тридцати лет цыганский театр «Ромэн» возглавляет Николай Сличенко — гениальный певец, блистательный актер и талантливый режиссер. Он вышел из среды российских цыган и как настоящий сын своего народа впитал в себя его необыкновенную музыкальность и магическое обаяние. В 1951 году, совсем мальчишкой он уехал из колхоза «Ромэн» в первый и тогда единственный в мире цыганский театр, основателями которого были лучшие представители российской культуры: актеры М.Яншин, В.Качалов, А.Тарасова и др.

В коллективе «Ромэн» Николай Сличенко прошел все стадии гражданского и творческого роста: от артиста вспомогательного состава до главного режиссера, демонстрируя необыкновенную силу и оригинальность своего таланта. Он стал своеобразным «лицом» или как сейчас говорят брендом своего овеянного легендами древнего народа, испытавшего множество бед и страданий. С раннего детства Николай Сличенко познал тяжелую участь цыган, на его глазах фашисты, для которых цыгане были не народом, а «грязным отребьем», застрелили отца и уничтожили почти всех родных. Трагические страницы личной биографии нашли отражение в жизни и творчестве знаменитого артиста, научившегося тонко чувствовать и глубоко сопереживать. Когда поет Николай Сличенко, поют его руки, его тело, душу словно обжигает и завораживает пламя страсти, а воображение порождает целый мир художественных ассоциаций.

Сличенко – прирожденный артист, исключительная вокальная одаренность которого развилась на основе песенных традиций цыганского народа и была подкреплена трепетным отношением певца к песне как святыне духа цыган. Каждая песня, исполненная Николаем Сличенко, превращается в настоящий концерт. Все его сольные выступления так артистичны и заразительны, что слушателям как в Москве, так и далеком Токио просто трудно усидеть на месте и не пуститься в огненную цыганскую пляску. Подлинным чудом можно считать талант артиста одним лишь движением руки или даже взглядом, горящих огнем глаз заставить целый зал почувствовать тонкую лирику цыганского романса или почти с дрожью в теле ощутить нежное звучание гитарных струн. Поэтому, наверное, в одном из лучших и как говорится этапных спектаклей театра «Мы-цыгане», его исполнение роли Поющего цыгана воспринимается как апофеоз истинной цыганской песни. Вместе с тем талант Николая Сличенко универсален и интернационален, поражает его способность оригинально исполнять песни многих народов России и мира.

Но, пожалуй, никто из певцов так проникновенно не исполнял песню «Я люблю тебя, Россия …». На концертах Николая Сличенко зал при ее исполнении взрывается шквалом аплодисментов. Так тонко передать чувство любви к Родине никому из современных певцов не еще не удавалось

Сегодня Николай Алексеевич Сличенко – Народный артист СССР и РСФСР, лауреат Государственных премий и кавалер целого ряда орденов и медалей по-прежнему много сил отдает для развития и пропаганды цыганского музыкального искусства, делая его не только современным, но и высокопрофессиональным. Сегодняшние артисты цыганского театра «Ромэн» — это не просто музыкально одаренные люди, это, прежде всего, профессионалы сохраняющие истоки уникального народного творчества, щедро украшающего нашу жизнь.

Ведь не зря гласит цыганская пословица: «Романы яг сарэнгэ свэтинэла», что означает: «Цыганский костёр всем светит». 

Литература

1.​ Анисимов А.В. Театры Москвы. М., Московский рабочий,1984.

2.​ Баранников. А.П. Цыганы СССР (краткий историко-этнографический очерк). М. 1931.

3.​ Владыкин В.Е. Цыгане. Вопросы истории. №1. М.: 1969.

4.​ Друц Е., Гесслер А. Сказки цыган. М.: «Наука», 1991.

5.​ Николай Сличенко. Родился я в таборе. Москва «Молодая Гвардия». 1987.

6.​ Рэймонд Бакленд. Цыгане. Тайны жизни и традиции. М., 2003.

7.​  Соколов Д.С. Нескучное, бывшая подмосковная графа Орлова-Чесменского. М., 1923.

8.​  Журнал Geo.Октябрь 2008. №161. Сиа Риене «Цыгане: параллельный мир».

9.​ www. teatr-romen.ru

10.​ www. slichenko.ru

1 Гимн цыган — это песня «Джелем, джелем барэ дромэнса»(Идем, идем большой дорогой). 8-е апреля — Международный день цыган. Цыганский флаг зелено-синий с красной чакрой посередине, он говорит об индийском происхождении цыган.
Поделиться в соц. сетях: