Ковроткачество Клявлинского района

Кржижевский Михаил Владиславович, кандидат исторических наук,

доцент кафедры туризма и гостеприимства филиала ФГОУ ВПО «РГУТиС» в г.Самаре.

 

Одним из традиционных ремесел, получивших распространение на территории современной Самарской области, явилось ткачество. О различных тканых изделиях, изготовленных в этих местах, упоминается в статистических сборниках XIX в. [3, c. 97-98], а также в дореволюционной периодической печати [4].

Ткачество получило большое развитие в чувашских селах Клявлинского района, расположенного на северо-востоке Самарской области, на границе с Республикой Татарстан. Во многих домах раньше стояли ткацкие станы, которые мужчины мастерили для своих жен, сестер и дочерей. На них изготавливали одежду, а затем украшали ее яркой вышивкой. В 1970-1980-е гг. в этих селах особенно распространилось ковроткачество. Для этого использовалась овечья шерсть, которую получали в результате стрижки овец в мае или в конце августа. Ее мыли, вычищали, расчесывали, потом пряли (и сегодня во многих домах сохранились прялки, которыми иногда пользуются местные жительницы), а затем начинали ткать. Нередко на изготовление ковров уходили долгие месяцы. Позднее стали использовать синтетическое сырье.

Ч.ключ

Ковры обычно не продавались, а использовались для украшения дома. Нередко мастерицы дарили свои творения детям и внукам.

С такими произведениями искусства можно ознакомиться в Клявлинском районном краеведческом музее, который располагается в районном центре – на станции Клявлино. Несколько замечательных ковров есть также в школьном музее в селе Черный Ключ. Это чувашское поселение получило наибольшую известность как центр ковроткачества.

Село Ч.ключ-2

О местных мастерицах писали в областной периодической печати [1], о них упоминалось в литературе, посвященному народному искусству Куйбышевской (ныне – Самарской) области [2, c. 5-6]. Изделия из Черного Ключа даже выставлялись в Москве на ВДНХ.

Ковер. Клявлинский районный краеведческий музей

Ковер. Клявлинский районный краеведческий музей

 

И сегодня во многих домах местных жителей есть ковры, дорожки, предметы вышивки, созданные в домашних условиях. Хозяева охотно показывают их, рассказывают о традициях ткачества.

Ковер-2

Одной из старейших местных умелиц является Ульяна Никифоровна Поларшинова (1930 г.р.). Ее руками соткано много ковров, дорожек и других изделий. Вспоминая прежние времена, мастерица отмечала, что раньше женщины сами пряли, красили шерсть и ткали. Даже сейчас Ульяна Никифоровна летом садится иногда за прялку, которая стоит у нее в огороде.

Поларшинова

У. Н. Поларшинова

Из других мастериц из Черного Ключа можно отметить Зинаиду Ивановну Поларшинову (1934 г.р.), Веру Федоровну Жаркову (1941 г.р.), Нину Васильевну Белову (1944 г.р.), Людмилу Ильиничну Сорокину (1954 г.р.).

З. И. Жаркова

З. И. Жаркова

Ковры домашнего производства сохранились и в других селах Клявлинского района. У жительницы села Новое Семенкино, чувашки Акулины Васильевны Татаровой (1940 г.р.) сохранился ткацкий стан, за которым она работает и теперь.

А.В. Татарова

А.В. Татарова

Традиции перенимают и представители молодого поколения. Так. Сотрудница Клявлинского районного краеведческого музея Оксана Олеговна Горланова (1979 г.р.), собравшая множество экспонатов для музея освоила технологию работы ткацкого стана и нередко садится за него.

Хочется верить, что ковроткачество в Клявлинском районе сохранится.

Литература

  1. Куликова Н. Радуга // Волжская коммуна, 1978, 8 марта. – С.4.
  2. Народное декоративно-прикладное искусство Куйбышевской области 19-20 веков. Библиографический указатель / Составитель и автор предисловия Бирюков В.М. – Куйбышев, 1988. – 88 с.
  3. Памятная книжка Самарской губернии за 1863-1864 г. Изданная Самарским губернским статистическим комитетом. – Самара. 1864. – 128 с.
  4. Подсобные промыслы в Самарской губернии. // Самарская газета, 1890, 2 декабря. – С.2.

 

 

Поделиться в соц. сетях: