Российский сувенир: сувениры Удмуртии

Баталова Л.В.,

Васильева Е.Н.

Своеобразие Удмуртии заключается в том, что на протяжении многих десятилетий главенствующее место в экономической и социальной сферах занимал военнопромышленный комплекс. Основанный в 1807 году Ижевский оружейный завод был одним из крупных военных арсеналов России [1]. Такая ситуация не могла не отразиться на развитии индустрии туризма в республике. С момента своего возникновения, т.е. со второй половины XIX века и до 90-х гг. XX века акцент ставился на развитие внутреннего туризма [2]. До 1991 года был запрещен въезд в республику не только иностранным туристам, но и ограничен въезд туристов из других республик и областей России [3]. В свою очередь, был строго ограничен и выезд жителей республики за границу, кроме служебных командировок. Удмуртия имела статус закрытого региона. Но с 1991 года республика открыта для посещения иностранными гражданами [4].

С 2009 года управление сферой туризма возложено на Министерство по физической культуре, спорту и туризму Удмуртской республики. Постановлением Правительства УР от 4 июня 2012 г. утверждена Республиканская целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Удмуртской республике на 2012-2018 годы», целью которой является создание благоприятных условий для формирования современной конкурентоспособной туристской отрасли на территории республики [5]. Впервые за всю историю развития туризма правительством республики на эту сферу целенаправленно выделяется финансирование. С целью обеспечения организации управления программой создан Межведомственный координационный совет по развитию туризма при Правительстве республики. Удмуртия начинает активно принимать участие в специализированных международных, всероссийских и региональных туристических выставках.

И, как следствие всего вышеперечисленного, на сегодняшний день республику в среднем посещают более 3 000 иностранцев [6], в том числе из них около 1800 туристов, более 202 000 жителей России, в том числе более 8 000 туристов [7]. Как правило, каждый турист, уезжая, старается приобрести сувенир на память. И не просто сувенир, а сувенир с национальной спецификой, с местным колоритом, своеобразный символ Удмуртской республики, который был бы узнаваем. Это отражает общую тенденцию: в современном мире востребованными становятся сувениры – изделия народных промыслов, раскрывающие традиции культуры удмуртского народа через определенную символику.

Удмуртский край испокон веков славится не только обилием, но и разнообразием народных художественных промыслов. К концу XIX – началу XX вв. здесь насчитывалось около 90 видов художественных ремесел [8]. Декоративно-прикладное искусство удмуртов нашло наиболее яркое воплощение в народном зодчестве, кузнечном и литейном мастерстве, резьбе по дереву, узорном ткачестве и безворсовом ковроделии, вышивке и вязании, плетении из лозы, корней деревьев, рогоза, в художественной обработке бересты, лыка и соломки, изготовлении гончарной посуды, народной одежде и т.д. Древнеудмуртское искусство привлекает чрезвычайным лаконизмом, символичностью, неброской, но точно выраженной эстетикой, глубоким пониманием и сочетанием формы и содержания. Эти характерные для изделий древнеудмуртского искусства качества вобрали в себя опыт мастеров многих столетий. В работах древних мастеров поражает удивительное сочетание утилитарности и сакральности. Декорированная определенным орнаментом вещь выступала, прежде всего, как оберег или талисман.

Рукотворные талисманы (узорное вязание)

Рукотворные талисманы (узорное вязание)

Традиции народного декоративно-прикладного искусства, складывавшиеся веками, начали возрождаться и развиваться в конце ХХ – начале ХХI вв. Сохраняя свое значение и в наши дни, они совершенствуются, преломляются соответственно новым условиям быта, переживают высокий творческий подъем. Талант и художественная культура древних художников оказались чрезвычайно привлекательными и для современного человека, как пример для подражания, уважения и продолжения традиций.

Однако сегодня инфраструктуры производства и торговли сувенирной продукции как таковой в Удмуртии нет. Есть разрозненные организации и предприятия, занимающиеся изготовлением и продажей сувенирной продукции. Самым крупным и известным в этом роде является Национальный Центр декоративно-прикладного искусства и ремесел Удмуртской республики (ГУК НЦДПИиР УР), координирующий и осуществляющий методическое руководство над 23 районными Центрами ремесел, объединяющих мастеров всей республики.

Центр занимает одно из исторических зданий г. Ижевска, в котором также располагается и сувенирная лавка. В мастерских Центров и Домов ремесел создаются уникальные изделия, служащие сувенирной продукцией по 22 направлениям народного искусства: узорное ручное ткачество, художественная вышивка, керамика, лоскутное шитье, узорное вязание, обработка войлока, гобелен, роспись по дереву и камню, художественное плетение из лозы и лыка, художественная обработка соломки и бересты и др. Все сувениры ручной работы изготавливаются с удмуртской символикой. Среди изделий сувенирной продукции в Национальном Центре представлены тканые сумочки, гобелены, изделия из войлока, металла, народная игрушка – куклы, а также резные деревянные скульптуры, шкатулки, художественные бондарные изделия, берестяные изделия, сувениры из кости и рога. Художественный салон Национального Центра пользуется большой популярностью среди туристов, посещающих столицу Удмуртии.

Фабричное производство сувенирной продукции, включая народные художественные промыслы, сохранилось в ЗАО «Фабрика художественных товаров» — наследнике Ижевской фабрики художественных товаров, первый цех которой (еще в качестве артели им. И. Пастухова) появился в 1946 г. Сегодня в г. Ижевске производят ковры и ковровые изделия с традиционными орнаментами из чистошерстяной овечьей пряжи; тканые скатерти, полотенца, салфетки, сумки столешницы из хлопчатобумажной и льняной пряжи; строчевышитые изделия: скатерти, салфетки, полотенца, флаги; вязаные изделия с традиционными орнаментами.

Шьют также концертные костюмы с элементами традиционной вышивки и ткачества и изготавливают куклы в традиционных костюмных комплексах [9]. Однако при всем том, что изделия фабрики представляют несомненную художественную ценность, приобрести их можно только в двух местах – в Выставочном центре «Галерея» (г.Ижевск) и непосредственно на складе.

Если говорить о VIP-сувенирах Удмуртии, то это, конечно, уникальные кружевные изделия члена Ассоциации «Народные художественные промыслы России» Ильсояр Файзрахмановны Суркиной.

Кружевоплетение в Удмуртии восходит к вятской традиции, зародившейся, как известно, во второй половине XIX века в с. Кукарка Вятской губернии, куда земство периодически посылало на учебу в кружевные мастерские удмуртских девушек. Вскоре коллективно освоенный промысел получил широкое развитие в поселках Воткинского, Ижевского заводов, в Малмыже, а также в Сарапуле. Лучшие из мастериц совершенствовали свой профессионализм в Мариинской школе Санкт-Петербурга; в общей сложности с 1883 по 1912 годы в столичной школе прошли обучение 40 человек. Кружевница Богатырева была приглашена в Нью-Йорк для демонстрации техники плетения русских кружев [10; 11; 12]. Но в ХХ веке традиция кружевоплетения, сохранявшаяся еще в Кировской области, в Удмуртии уже почти угасла. Были отдельные кружевницы, учившиеся в разных местах, но не было единой школы. Так что И.С. Суркиной пришлось возрождать и развивать кружевоплетение, заново осваивая мастерство сначала по книгам и журналам, затем, перенимая опыт кукарских мастериц, а позднее – вологодских, московских, рязанских и др.

Начав изучать кружевоплетение в 1975 г., И.Ф. Суркина в 1989 г. уже открыла первые курсы. И в последние 20 лет кружевоплетение является основным родом деятельности мастерицы. За эти годы в школе И.Ф. Суркиной, насчитывающей в общей сложности более двух тысяч учениц, сформировалась новая самобытная традиция ижевского кружевоплетения. Хотя изначальная основа этой традиции – кукарское (кировское) кружево, с его богатыми орнаментальными возможностями, очень динамичной полотнянкой, кружево школы И.Ф. Суркиной все же значительно отличается и обладает самостоятельной художественной ценностью.

Об этом ярко свидетельствует успех ижевских мастериц на Первом Международном Фестивале кружева «VITA LACE» («Живое кружево»), прошедшем в Вологде в июне 2011 г. Здесь были представлены Англия, Франция, Словения, Словакия, Польша, Австрия, Хорватия, Болгария, Бельгия, Голландия, Италия и 24 региона России – как любители, так и профессионалы. В конкурсе «Лабиринт Кружева», в номинации «Лучшая авторская работа в исполнении кружевницы – любителя», И.Ф. Суркина с четырьмя ученицами получила первое место, а председатель жюри фестиваля М.А. Сорокина и главный художник вологодской кружевной фирмы (бывшей фабрики) «Снежинка» и Г.Н. Мамровская отметили, что ижевские кружевницы превзошли всех.

Художественная вышивка

Художественная вышивка

Художественная вышивка

Художественная вышивка

Несколько раньше, в 2009 г., И.Ф. Суркина получила премию «Серебряная коклюшка» — за «Верность традициям, сохранение народных промыслов» — в виде броши и диплом с подписью В. Юдашкина.

Изделия школы И.Ф. Суркиной демонстрировались и на других выставках и ярмарках; это были Выставка-ярмарка народных художественных промыслов России «Ладья» (Москва, 2003, 2008); выставки в Новосибирске и в Ярославле (1995); выставка «Арт-галерея» в Казани (2009, 2010, 2011, 2013); зарубежные выставки — в Коломбо (Шри-Ланка, 1994) – в рамках Русского фестиваля сети гостиниц «Ренессанс», в Будапеште (Венгрия, 1997), в Лёнебурге (Германия, 2001), в Лиможе (Франция, 1992), а также в Пакистане, Марокко. На родине выставки работ И.Ф. Суркиной регулярно организуют Удмуртский Республиканский Музей изобразительных искусств и Национальный музей имени Кузебая Герда.

Ижевское кружево отличается тем, что плетется из очень тонких ниток – толщиной с волос. Как правило, это вискозные (иногда в сочетании с полиэстерными), что придает изделиям блеск, или льняные нитки. А кировское кружево плетут из мулине, поэтому оно мягче и более матовое. Вторая отличительная особенность ижевской школы – новаторство в использовании цвета и материала. И.Ф. Суркина мастерски работает с цветом. Пастельные тона кружева плавно переходят друг в друга, образуя изумительную цветовую гамму. И.Ф. Суркина специально изучала колористику, чтобы сделать кружевные изделия неповторимыми. Кроме того, в кружеве для особо торжественных случаев и кружевных вставках для одежды используются металлик, жемчуг, бисер, придающие изделиям особый шарм и делающие их узнаваемыми. В последние годы появилось даже кружево, в которое вплетается полоска меха норки; получается эффект меховой оторочки. И, конечно, ижевское кружево плетется по авторским рисункам, которые разрабатывает сама И.Ф. Суркина.

Если в традиционных промыслах ассортимент изделий — это в основном панно, скатерти, салфетки, пелерины, жилеты, блузки, шляпки, шарфики, перчатки, зонтики, то в Ижевске также плетут ангелочков, цветные ажурные галстуки, женские украшения – колье и браслеты, а с 1995 г. изготавливают фрагменты, вставки для одежды и столовых наборов. Изящные шубы, пальто, костюмы, платья с кружевами – плоды творческого союза Ильсояр Файзрахмановны Суркиной с модельером ижевского ателье по пошиву одежды «ЛЕТАС» — Светланой Васильевной Зайцевой. Среди заказчиков – лица из высшего эшелона власти. Даже арабский шейх однажды решил порадовать свою супругу этим «русским чудом» [13].

Кружево И.Ф. Суркиной поистине является национальным достоянием не только Удмуртии, но и России. Однако, к сожалению, приобрести его можно только посредством личного контакта с мастерицей, либо на сайте «Ярмарка мастеров». У кружевниц нет ни своего магазина, ни стендов в торговых точках: слишком дорого обходится аренда.

Надо сказать, в Ижевске – столице Удмуртии, кроме указанного Художественного салона ГУК НЦДПИиР УР, где представлены только изделия сети Центров и Домов Ремесел, нет другого специализированного магазина сувенирной продукции, через который могли бы реализовать свои изделия местные мастера и куда могли бы наведываться туристы.

Отчасти эта проблема решается посредством организации специализированных ярмарок народных промыслов в рамках региональных праздников и гуляний, таких как Республиканский праздник удмуртской культуры «Гырон быдтон» («Гербер», «Гершид»), «Масленица» или «Медовый Спас». Но VIP -сувениры не могут быть реализованы на ярмарках из-за дороговизны. Получается, что, распространяясь по узкоспециализированным каналам через отдельных посредников из Москвы или напрямую к заказчикам, эти уникальные изделия большей частью оказываются вне поля внимания приезжающих в республику туристов.

В заключение отметим, что, несмотря на ряд позитивных изменений в развитии индустрии туризма в Удмуртии за последние годы, некоторые составляющие турбизнеса требуют к себе пристального внимания, в том числе производство сувенирной продукции. Для успешного развития туристской индустрии в республике необходим кластерный подход, который предполагает сосредоточение на ограниченной территории предприятий и организаций, занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей туристского продукта, а также деятельностью, сопряженной с туризмом, в частности, производство сувениров. Формирование туристско-рекреационных кластеров предполагается на основе научно-обоснованных решений, с использованием механизмов государственно-частного партнерства, инвестиционных проектов.

Создание и развитие конкурентоспособного туристского комплекса невозможно только за счет использования действующих рыночных механизмов без реальной поддержки со стороны государства, являющегося катализатором формирования государственно-частного партнерства. Это предполагает эффективное взаимодействие всех органов власти, туристского бизнеса, научных и общественных организаций в реализации инновационно значимых проектов и программ, направленных на развитие экономики Удмуртской Республики и улучшение качества жизни.

Литература

  1. Удмуртская республика. Энциклопедия. Ижевск, 2000. C.52.
  2. Центр документации новейшей истории Удмуртской Республики. Ф.92.Оп.11.Д.141.Л.90.
  3. Российский государственный архив социально-политической истории. Ф.М-5.Оп.1.Д.413.Л.115.
  4. Центральный государственный архив Удмуртской Республики. Ф.1592.Оп.1.Д.1038.Л.17.
  5. Республиканская целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Удмуртской Республике на 2012-2018 годы». Постановление Правительства Удмуртской Республики от 04.06.2012 № 237.
  6. Сведения о деятельности турфирм Удмуртской республики в 2011 г. Статистический бюллетень. Ижевск, 2012. С.20.
  7. Материалы итогового заседания коллегии Министерства по физической культуре, спорту и туризму Удмуртской республики. Ижевск, 2013. С.29.
  8. Возрожденная древность. Народное декоративно-прикладное искусство Удмуртии: Альбом. Ижевск,2005. С.7.
  9. ЗАО Фабрика художественных товаров // URL: http://fabrika.pul.ru
  10. Краткий очерк деятельности состоящей под Августейшим покровительством Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Марии Феодоровны Мариинской практической школы кружевниц
    1883-4913 г.г. // URL: http://www.booksite.ru/fulltext/mari/inka/
  11. История Удмуртии. Конец XV — начало XX века. Ижевск, 2004. C. 304.
  12. Рашковский А.Л. Русские кустарные склады за рубежом и вятские кружевницы // URL: http://www.hnny.org/novels/rashkovsky/krugevnizi.html
  13. Васильева Е.Н. Кружевоплетение в России // URL: http://stozhary-rossika.ru/?p=11
Поделиться в соц. сетях: