Джанджугазова Е.А.
Введение
За прошедшее десятилетие в системе образования России произошли разноплановые структурные и функциональные изменения и, несмотря на очевидные сложности и просчеты сделано не мало для его гуманизации и динамичного развития. Современное общее и профессиональное образование стало вариативным, что способствует развитию познавательного интереса и расширяет границы содержательной части образовательного процесса. В новейших условиях развития российской системы образования, сформировались новые области знания, к которым, прежде всего можно отнести туризм и гостеприимство, давшие два совершенно новых направления подготовки: «Туризм» и «Гостиничное дело». В развитии профессионального туристского образования можно также проследить несколько временных этапов, на каждом из которых были решены важные задачи и заложены перспективы развития на будущее.
Этапы развития туристского образования
I этап (1990-2000 г.г. ) – Становление туристского образования
В качестве характерных черт этого периода можно отметить осмысление базового в основном зарубежного опыта с частичным подражанием и в ряде случаев копированием уже существующих моделей. На этом этапе начато активное сотрудничество с зарубежными профессиональными школами в области туризма и гостеприимства (TACIS), знакомство с зарубежными профессиональными и образовательными стандартами. [2]
В качестве основных результатов, можно отметить:
- разработка национального образовательного стандарта Первого поколения;
- формирование системы отношений с работодателями (индустрией туризма и гостеприимства);
- поиск эффективных путей сотрудничества с отраслью.
II этап (2000 – 2010 г.г.) — Формирование содержания туристского образования
Этот период отмечается углублением профессиональных знаний и приобретение опыта, формированием корпуса знаний в области туризма, а также создание туристского образования как поля межпредметных исследований. В качестве основных результатов можно выделить:
- разработка национального образовательного стандарта Второго поколения;
- развитие системы отношений с работодателями на основе дискуссии по вопросам структуры и содержания туристского образования.
III этап (2010-2020 г.г.) — Компетентностный
Этот этап можно отметить как период создания практикоориентированного подхода к содержанию образования, переход к уровневой системе, давший свободу выбора образовательной траектории. Сформированный компетентностный подход создал условия для широкого применения новых образовательных технологий, популяризации и развития тренда – образование через всю жизнь. Основные результаты этого этапа можно представить следующим:
- разработка национального образовательного стандарта Третьего поколения и его дальнейшее развитие (ФГОС3++);
- формирование профессиональных стандартов в сфере туризма и гостеприимства;
- формирование новых условий для сотрудничества – поиск взаимопонимания путем сопряжения требований образовательного и профессионального стандартов. [3]
Развитие туристского образования происходит в контексте реформирования и модернизации всей образовательной системы РФ на период до 2030г. [5] Взятый на вооружение подобный длинный тренд показал, что масштабные изменения образования неизбежны и в целом оно видится непрерывным, человеко-ориентированным и многоформатным. В этой связи должны меняться и сами вузы, которые столкнутся с разрушением старых форм, давлением со стороны государства и работодателей, широким развитием инновационных образовательных технологий и глобальной конкуренцией за студентов. Фактически за 15-20 лет произойдет смена дискурса от традиционных индивидуальных форм к проектным (табл.1).
Следует отметить, что смена дискурса в сфере образования идет параллельно с изменением мотивационных установок современных студентов, а как известно новая мотивация требует не только нового содержания образования, но и изменения его форм, которые развиваются в контексте глобальных технологических трендов. Для проведения анализа мотивации студентов, автором исследования проводились перманентные опросы в период с 1990г по 2017г. За эти почти три десятилетия была собрана необходимая статистическая база, позволяющая сделать выводы об изменениях мотивации студентов с учетом основных ключевых ценностей, отношение к которым замерялось во время опросов. В качестве ключевых ценностей были выделены 7 групп:
- Деньги, богатство.
- Власть и карьера.
- Гедонизм (получения удовольствия).
- Дружба, любовь, семья.
- Профессионализм.
- Саморазвитие.
- Хобби и клубные интересы.
Результаты динамики изменения мотивации студентов представлен на рис.1.
Анализ результатов перманентных опросов показал, что мотивация молодых людей постепенно смещается от приоритетов времен «эпохи реформ» — деньги, власть, гедонизм, к более консервативным ценностям и мотивам как семья, дружба и в том числе заметно растет авторитет профессии в сочетании с желанием самосовершенствования и саморазвития. Все это указывает на необходимость качественно иного подхода к образованию. [2] В значительной степени перемены общественного отношения к образованию как к институту определяет настоящий вектор его развития. Рассмотрим основные прогнозы развития образования на среднесрочную перспективу с учетом изменения его социально-идеологической направленности. Следует отметить, что социально-экономические основы российского образования как целостной системы, на рубеже 1990-х годов были кардинально изменены.
Так если до 1990-х система образования рассматривалась как социально-идеологическая сфера, где образовательные учреждения боролись только за государственные ресурсы, то после 1990-х образование стало самостоятельной отраслью экономики, и конкуренция развернулась уже за долю рынка.
На этом этапе образовательные учреждения становятся субъектами рыночной деятельности в значительной степени ориентированными на спрос, который складывается на образовательные продукты и услуги. Все это неизбежно привело к следующим серьезным переменам:
- Сокращение занятых в сфере образования (особенно в вузах);
- Увеличение нагрузки на преподавательский корпус;
- Новый подход к подбору, отбору и оценке деятельности преподавателей Высшей школы;
- Обязательное применение новых образовательных технологий – переход к проектной системе обучения;
- Создание электронной образовательной среды.
Новые условия и требования изменили систему оценки качества труда в образовании, что сделало возможным применение новых индикаторов оценки работы вуза:
- Усиление инновационной составляющей профессионального образования.
- Увеличение количества договоров с зарубежными партнерами по осуществлению образовательных программ или проведению исследований.
- Пересмотр форматов практики студентов, которая проводится только на предприятиях реального сектора экономики, формирующих современную технологическую среду.
- Использование при преподавании дисциплин проектных технологий обучения и практика работы междисциплинарных проектных исследовательских групп студентов.
- Обеспечение мобильности — создание возможностей для стажировок не менее 15 — 20% студентов в других вузах и пр.
Также следует отметить, что в настоящее время идет процесс радикального обновления и критического переосмысления традиционной системы оценки достижений обучающихся. К основным видам оценки относят:
- оценку, основанную на конечном результате обучения;
- оценку, базирующуюся на стандартах обучения;
- оценку, построенную на концепции компетентности;
- оценку, основанную на уровне исполнительского мастерства.
Основное отличие всех перечисленных подходов заключается в ориентации системы оценки либо на продукт обучения, либо на сам образовательный процесс, хотя все они являются элементами образовательной цепочки: «стандарт – компетентность – исполнительское мастерство – результат».
Следует отметить, что важной составляющей модернизации образования является его цифровизация, которая коренным образом должна повлиять на его качество и содержание. Опорной базой будущей образовательной системы станет электронная (цифровая) образовательная среда, которая станет частью всего цифрового ландшафта РФ, который только начинает складываться. Для руководства процессом формирования цифровой среды Правительство РФ Программу «Цифровая экономика Российской федерации» на период до 2025 года, а также Стратегию развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы». [4]
Главной целью Программы является создание экосистемы цифровой экономики РФ, в которой данные в цифровой форме станут ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности, а также обеспечение эффективного взаимодействия в сфере бизнеса, науки, образования, здравоохранения, культуры и др. отраслей.
Для решения задач такого масштаба требуется инновационная образовательная система, способная воспроизводить умеющих решать задачи комплексно и в том числе в межпредметных областях. Совершенно очевидно, что «новых» специалистов смогут готовить «новые» преподаватели!
Именно этот тезис открыл острую дискуссию в российской образовательной среде о том: «Каким должен быть современный преподаватель вуза?»
Заключение
P.S. Российское образование меняется в довольно динамичном темпе, что подтверждается новыми законодательными инициативами, представленными на рассмотрение ГД уже в конце 2018г. авторы инициатив подчеркивают, что образование не является услугой ни коммерческой, ни социальной, как определено законодательством РФ. Сама сервисная концепция, применяемая к сфере образования вызывает у широких слоев общественности вполне законное возмущение. Будем надеяться на смену существующей образовательной парадигмы нацеленной на воспитание грамотного потребителя, а то в скором времени просто образованных людей не останется!
Литература
- Джанджугазова Е.А. «Российский туризм в «новой реальности»: постановка проблемы». Российские регионы: взгляд в будущее. 2015. №4 (2).С. 99-109.
- Джанджугазова Е.А. Портфолио студента – успешный путь к работодателю. Современные проблемы сервиса и туризма. 2007.№1, с. 76-83.
- Джанджугазова Е.А. Атлас новой профессии как реакция на динамичные социально-экономические процессы и технологические изменения в современном российском обществе. Современная экономика: проблема и решения. 2016. №3 (75). С.48-57.
- Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р
- Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 — 2020 годы. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р.